Меню

Анализ стихотворения самойлова осень

Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

  1. Формирование умения выразительного чтения.
  2. Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
  3. Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
  4. Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.

Скачать:

Вложение Размер
d.samoylov_krasnaya_osen.doc 85.5 КБ
uchimsya_u_poetov_i_khudozhnikov_videt_krasotu.pptx 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВА 3. УЧИМСЯ У ПОЭТОВ И ХУДОЖНИКОВ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ И КРАСОТУ ЧЕЛОВЕКА

Тема. Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • видеть языковые средства, использованные автором;
  • развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
  • предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.

  1. Формирование умения выразительного чтения.
  2. Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
  3. Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
  4. Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
  1. Сообщение темы урока и постановка целей учащимися
  • С произведениями какой главы учебника мы с вами работаем? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» )
  • Так чему же мы должны научиться на уроках по изучению этой главы? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами и художниками)
  • Вчера на уроке мы увидели и узнали, чем пользуются художники при передаче своего настроения. А какие средства используют поэты. Попробуем ответить на этот вопрос прочитав отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Красная осень».
  1. Учебно-познавательная деятельность.
  • Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»?
  • Проверим, кто был ближе к замыслу автора – начинаем чтение: будьте очень внимательны — постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.
  • Прочитайте 1строфу вслух.
  • Чей образ создает поэт? (Леса) С какого слова начинается строфа?

Внезапно в зелень леса вкрался красный лист,

  • Поясните слово «внезапно». ( внезапно – вдруг, неожиданно наступивший ).
  • Случайно ли автор выбрал именно это слово? (Он хотел показать, что до этого картина была спокойная, привычная и красный лист, которого не ждали, нарушил эту идиллию).
  • Почему автор выбрал именно красный лист, а не другого цвета? (Цвет крови, борьбы и праздника)
  • Какой прием использовал Давид Самойлов в 1 строке стихотворения? (Прием контраста)

Как будто сердце леса обнажилось,

Готовое на муку и на риск.

  • Что за сердце увидел поэт в лесу?
  • Поясните слово «обнажилось». ( Обнажилось – здесь значит открылось, показалось .)
  • О каком риске идет речь? ( Риск – обнажил сердце, доказывает, что он еще жив, не смотря ни на что, обнажать сердце – выставлять на показ – это больно не только физически, но и морально, т.е. мучительно.)
  • -Какие приемы использует для создания образа леса? (Олицетворение – он готов к муке и риску, т.е. испытывает чувства.)
  • Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени – начинают менять цвет листья на деревьях).
  • Прочитайте вторую строфу.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,

Как будто бы на нем расположилось

Две тысячи полураскрытых уст.

  • Какое слово повторяется? Что произошло внезапно?
  • От чего вспыхнул красный куст?
  • Какие сравнение применил автор?
  • Почему? Что он хотел этим сказать? (Уже ничего назад не вернуть, осень наступила)
  • Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». ( уста – устр. губы .)
  • Почему сравнивает именно с устами? (Они говорят о том, что произошли необратимые перемены).
  • Что случилось с кустом в лесу осенью?.
  • Какой прием использовал поэт во второй строфе? (Прием олицетворения.)
  • Как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение)
  • Прочитайте 3строфу .

Внезапно красным стал окрестный лес

И облако впитало красный отсвет

  • В какой роли выступает красный цвет? (Победитель, создает красочную праздничную картину)
  • В 1 строфе была праздничность? Ведь там тоже есть красный цвет. (Драма, цвет – разрушитель)
  • Что можете сказать о второй строфе? (Красный цвет – напряженность, лес еще не смирился, надеялся вернуть былую зелень и свежесть красок)
  • Поясните слово «окрестный». ( окрестный – находящийся в окружающем пространстве, по близости)
  • Поясните слово «отсвет» ( отсвет – отраженный свет)
  • Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.)
  • Перечитаем хором стихотворение и подумаем, какой оттенок вносит в каждую строфу слово «внезапно».
  • Чтение хором вполголоса.
  1. неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу.
  2. нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось.
  3. привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса
  • С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета).
  • Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».)
  • Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным?
  • Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним? (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом – «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…»)
  • Какая-то картина рисуется в вашем воображении по ходу чтения текста стихотворения «Красная осень»?
  • Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное? (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…»)
  • Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени?
  • Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов.

Светился праздник листьев и небес

В своём спокойном благородстве…

  • Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве. ».)
  • Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.)
  • Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.)
  • Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса?
  • А красный куст – похож на лицо леса?
  • Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы?
  • В учебнике на с.102 есть информация о том, какие впечатления складываются у учеников школы Мирного при чтении этого стихотворения. Найдите этот текст.
  • Учащиеся читают текст интриги учебника на с. 102.

«Когда Миша перечитал первую строфу, он сказал:

-Как будто кто -то поранил лес! Всё было зеленое и вдруг – бац! Красное пятно…

— А я совсем не так это вижу! – сказала Маша. Я вижу множество деревьев, одетых в зеленовато-золотистые платья. Эта одежда колышется и развевается на ветру. И будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком.

  • Давайте вспомним содержание 1-ой строфы, прочитайте её. Чья точка зрения вам ближе: тревожно-настороженная у Миши («кто-то поранил лес») или лирическая у Маши («будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком»)?
  • Какое настроение у 1-ой строфы стихотворения? (Учащиеся читают 1 строфу, настроение тревожное, вызывает чувство тревоги).
  • Прочитайте вторую строфу стихотворения. Какое настроение во второй строфе? (Во второй строфе показано нетерпеливое ожидание наступления осени)
  • Перечитайте третью строфу – какое настроение в этой части стихотворения? (Торжественное, праздничное наступление осени).
  • Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? Процитируйте строчки и слова, которые подтверждают ваше мнение: (1 строфа- беспокойство: «как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск», 3 строфа- праздник, спокойное торжество осени «праздник листьев…В своем спокойном благородстве»).
  • Верно, в первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов.
  • Во-первых, использование таких слов, как “внезапно» (подчёркивает момент неожиданности) ; “вкрался” (подчёркивает момент таинственности и вероломства).
  • Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем.
  • В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).
  • В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова “внезапно”, это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ: сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.
  • Многие строки этого стихотворения описывают красоту осенней природы. Найдите их.
  • После выполнения задания зачитывается вслух эти строки. (I строфа – 1 строка, II строфа – 1 строка, III строфа – 1 и 3 строки).
  1. Перечитывание текста и открытие новых знаний
  • Какие еще цвета царят в лесу осенью? Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы?
  • Попробуем заменить красный цвет на другой. Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз: 1 группа – желтый; 2 группа – золотой
  • Поднимите руку, у кого ни чего не изменилось, кроме одного слова.
  • Почему? (Исчезает основной литературный прием, который автор использовал для создания своего произведения – контраст )
  • Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.
  • В чем контраст? ( контраст лета и осени, контраст чувств: любуемся и жалеем одновременно)
  • Каким образом художники слова создают контраст? Они говорят об этом в открытую? (Они подбирают эпитеты, олицетворения, метафоры)
  1. Домашнее задание
  2. Самооценка учащихся. Выделите не менее 4-х видов деятельности, в которых лично вы принимали участие.
  3. Рефлексия деятельности
  • Вы сегодня хорошо работали. Давайте восстановим свои силы Мудра — «Знания». / Методика исполнения: (сплетение пальцев) указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
  • Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности. Упражнение можно выполнять под спокойную музыку/.

Сведения об авторе

Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21- летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём творчестве этого поэта.

В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Автор знаменитого «Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал «автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.

Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт.

Источник

Читайте также:  Осенние картинках с названиями
Adblock
detector