Меню

Бахта счастливые люди осенью

Бахта счастливые люди осенью

Немец верно подметил: русский человек счастлив тогда, когда он убежал от государства, а в Бахте он нашёл модель анархо-либератарианского общества.

Бахта – это село в Красноярском крае, в 1400 км по Енисею от Красноярска. С начала XVII века начинает заселяться сначала беглыми русскими крепостными, потом русскими старообрядцами, скрывавшимися от романовского Молоха. Спустя век царизм проник и туда, и лучше ему ничего не пришло в голову, как сделать эти места ссылкой для политзаключённых. Недалеко отсюда – а местность эта называется Туруханский край – отбывал ссылку Иосиф Сталин, всего в здешней тайге в ссылке и на каторге побывали свыше 100 членов различных левых партий.

Место для ссылки, и вправду, было выбрано идеально – бежать отсюда некуда, 8 месяцев в году – ледяная пустыня, до ближайшего населённого пункта 300 км, до железной дороги – больше 1 тыс. км.

(Каторжники в Туруханске, начала ХХ века)

Ощущение отшельничества, почти полной оторванности от жизни государства наложило отпечаток на здешних жителей: им нет никакого дела до того, что происходит вокруг. Даже во время Великой Отечественной отсюда не удалось набрать и треть призыва: мужики ушли в тайгу, якобы на долгую охоту, а военком из краевого центра, пару раз съездив в эту глушь впустую, бросил попытки забрить хоть кого-то для гибели на полях сражений.

Самым известным местным обитателем считается Михаил Тарковский – внук поэта Арсения Тарковского и племянник кинорежиссёра Андрея Тарковского. Он переселился сюда в 1986 году, здесь Тарковский написал цикл стихов и рассказов.

Устройство жизни в Бахте подчинено охотничьему циклу. Тарковский так описывал его:

«Начало октября уходит на заготовку рыбы и привады. Рыба идет в пищу себе и собакам, а глухарь, рябчик, тетерев – ещё и на приваду для соболя. Большую часть зимы охотник проводит на промысле, остаток – дома, в поселке. Сено, хозяйство, поездка в Красноярск – пушнину сдать, а вернётся – уже весна. Конец апреля – поездка в тайгу по насту на снегоходе, май – весновка. Вскрытия Енисея, первой рыбы и утки ждут, как праздника. В июне охотник вновь на своем участке – рубит избушку, заготавливает дрова на зиму. В июле – покос. В августе – рыбалка. В сентябре – вновь подготовка к охоте».

Съёмочная группа Вернера Херцога увидела в здешней жизни последние остатки «натуральной счастливой жизни», сегодня почти утерянной европейской цивилизацией. «Счастливые люди» – это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так – счастливые люди. Потому что они действительно счастливые люди. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране» – пояснял сорежиссер фильма «Счастливые люди» Дмитрий Васюков.

Тайга и вольница быстро меняют человека. К примеру, столичный житель, выходец из богемной среды Михаил Тарковский в Бахте быстро стал старорежимным человеком. «У меня одна тема – русская, православная, историческая, патриотическая, как угодно можно называть, политика это или не политика. Остальное всё – по хрену. А новости какие-то мелкие совершенно не интересуют. Телевизор для меня – это 25-й кадр и зомбирование», — пояснял он.

(Писатель Михаил Тарковский в родной Бахте)

Вернер Херцога поразило царящее в старообрядческой деревне анархо-либертарианство: «Здесь нет правительства, налогов, полиции, социальных ограничений. Люди здесь живут в полной и абсолютной свободе».

Блог Толкователя уже не раз писал, что анархизм – это природное состояние русского человека, наконец-то освобождённого от гнёта жестокого, колониального государства. Либералы же обычно рисуют русского как раба, а государственники всех мастей (от имперцев-царистов до сталинистов) – как расходный материал, бездушный винтик, чьё предназначение – тихо сгинуть, чтобы на его костях была воздвигнута Машина.

Третьего пути русскому не дают. Но как только наш человек освобождается от государственной машины, где попеременно (а чаще вместе) правят либералы и имперцы, он быстро выстраивает свой свободный мир. Блог Толкователя рассказывал о таких примерах: Желтугинская республика, краеведческий кружок анархиста Галкина в Гуслицах (см. сноски на оба текста внизу). Были и другие примеры, один из них – Старообрядческая республика Зуева, организованная на оккупированных немцами территориях в 1941 году.

(Вернер Херцог на съёмках фильма «Счастливые люди»)

Бургомистром деревни Саскорки, расположенной в глухих лесах под Полоцком, в сентябре 1941 года был назначен пользовавшийся большим уважением среди населения старообрядец Михаил Евсеевич Зуев.

В 1930-х годах он два раза сидел в тюрьме за антисоветскую деятельность(5 и 3 года соответственно), и только в 1940 году вернулся из застенков НКВД в свою деревню. Два его сына тоже были арестованы НКВД за вооружённую борьбу против советской власти. Один сын в итоге погиб в сталинских лагерях, второму удалось в начале 1960-х уехать в Австралию.

М.Е.Зуев встречал сначала немцев с большой радостью и исполнял свои обязанности бургомистра с большим рвением, убеждая население всячески поддерживать своих освободителей. Деревня, в которой он жил, была расположена в лесной, болотистой местности, в стороне от всяких дорог, и немецкие части за всё время войны в неё ни разу не заходили. После выбора Зуева бургомистром жителями деревни, он сам ездил в Полоцк оформить своё назначение.

Так мирно и довольно спокойно жили около 3 тысяч старообрядцев до ноября 1941 года, пока осенью к ним в деревню не явилась группа людей, состоящая из 7 вооружённых человек. Группа эта объявила Зуеву, что они партизаны и что деревня обязана их содержать. Среди этих людей Зуев узнал одного жителя Полоцка, который был известен, как работник НКВД, замучивший в своё время немало честных людей.

Зуев поместил вновь прибывших в одну избу, снабдил их продовольствием, а сам пошёл советоваться со стариками, как быть. На совете старики приняли решение убить всех партизан, а оружие их спрятать.

Приобретя таким способом оружие, они почувствовали себя бодрей.

Скоро в деревню пришла новая группа вооружённых партизан и опять потребовала продовольствия. Зуев дал им его, но просил пришедших немедленно уйти. Партизаны, действительно, ушли, но явились на другой день, теперь требуя лошадей. Зуев вывел команду молодых старообрядцев с винтовками и прогнал их. На ночь он предусмотрительно выставил караулы и не пожалел об этом. Партизаны на этот раз явились в бОльшем числе, но, встреченные огнём, вынуждены были отступить.

В это время и в соседних, наиболее глухих и далёких деревнях, начали образовываться небольшие партизанские отряды, состоявшие из остатков истребительных отрядов, окруженцев, местных деревенских коммунистов – возглавляемые работниками НКВД.

Михаил Евсеевич вынужден был организовать в своей и двух соседних деревнях отряды самозащиты, придал им военный характер, вооружил винтовками, отнятыми у партизан. Ночами они выставляли караулы, и, в случае тревоги, быстро собирались у угрожаемого пункта, отбивая нападения партизан. Так продолжалось до конца декабря 1941 года. За это время у жителей республики было 15 стычек с партизанами.

Так бы и отсиживался Зуев в своей деревне, если бы боеприпасы не пришли к концу, что вынудило его в 20-х числах декабря 1941 года обратиться за помощью к полоцкому коменданту. Тот выслушал Зуева и ответил, что сам он не может решить этот вопрос и должен посоветоваться с начальством, почему и просит Зуева придти к нему ещё раз через неделю.

(Жители Бухты сплавляют брёвна)

Второе свидание Зуева с немцами состоялось через неделю, после Нового Года, когда Зуев был представлен немецкому генералу, командовавшему тылом армии. Генерал был хорошо знаком с русскими делами и знал, что старообрядцы являются ярыми противниками советской власти и крепко спаяны между собой, поэтому он согласился снабдить Зуева оружием (кроме автоматического), но объяснил, что делает это против принятых правил.

Читайте также:  Олимпус итоги осенней сессии 2020

Через несколько дней Зуев получил 50 русских винтовок с достаточным количеством патронов. Одновременно Зуеву было сказано, чтобы ни в коем случае не рассказывал, от кого достал оружие.

Получив оружие, Зуев приступил к вооружению своих отрядов. Соседние деревни прислали к нему ходоков с просьбой взять и их под свою защиту, Зуев согласился, и стал, таким образом, расширять свои владения. В начале 1942 года он предпринял поход в отдаленные деревни, прогнал обосновавшихся там партизан и ввёл эти деревни в состав своей республики. К этому же времени начали появляться и перебежчики, – люди, случайно попавшие к партизанам, – которые просили Зуева взять их под своё покровительство.

К весне 1942 года Зуеву удалось ещё купить у венгерских вспомогательных частей 4 русских пулемёта.

Дисциплина в его отрядах была железная. За малые проступки провинившихся сурово наказывали и сажали в погреб на хлеб и на воду, а также пороли; за большие — расстреливали. Приговор по крупным делам вело собрание старообрядцев, состоявшее из старцев и уважаемых людей. Расстрельный приговор должны были вынести 2/3 состава вече.

(Михаил Тарковский спускает к воде долблёнку)

Несколько раз в течение зимы 1942-1943 годов ему удалось отбить нападения крупных партизанских отрядов и спасти от грабежа не только свою деревню, но и две соседних. Партизаны стали обходить район Зуева.

В мае 1942 года впервые в его деревню явился эстонский отряд полиции. Начальник отряда заявил Зуеву, что они ищут партизан и поэтому должны будут некоторое время прожить в его деревне. Зуев ответил эстонскому офицеру, что никаких партизан в районе нет.

А следовательно, и полиции здесь делать нечего. Пока дело ограничивалось словами, эстонец настаивал, но как только к дому подошел собственный отряд Зуева и Михаил Евсеевич решительно заявил, что применит силу, в случае, если полиция не уйдет – эстонцы подчинились и ушли.

Немецкий комендант Полоцка полковник фон Никиш, к которому Зуев на другой день явился с рапортом о происшедшем, просил Зуева взять рапорт обратно, обещая, что если СС, которому подчинялись полицейские отряды, предъявит претензию, то он, комендант, постарается дело уладить. Комендант всё больше начинал ценить Зуева, тем более что последний регулярно снабжал Полоцк дровами, сеном, молоком и дичью. В районе, которым управлял Зуев, царило полное спокойствие, и никаких хлопот он немцам не доставлял.

Партизаны, услышав о столкновении Зуева с эстонскими карателями, предложили ему помощь, но он категорически отказался.

Комендант Полоцка прислал к Зуеву офицера, предлагая ему приехать в Полоцк для переговоров. Зуев и на это предложение не согласился. Он заявил, что готов платить немцам установленный продовольственный налог, если они оставят в покое его район, и не будут вмешиваться в его дела. Немцы быстро согласились и к Зуеву больше не заглядывали.

Когда немцы оставили Полоцк, Зуев со своими людьми ушёл на Запад.

Все плакали, покидая родные места. На 4 подводах везли старинные книги. Через несколько часов их догнал комендант Полоцка, отступавший со своей комендатурой. Уйдя из окруженного Полоцка, они решили пробиваться к Зуеву, рассчитывая вместе с ним, хорошо знающим лес, выйти из окружения. После почти месячного похода Зуев вывел всех сначала в Польшу, а затем в Восточную Пруссию. Вместе с Зуевым ушло около 2 тысяч старообрядцев.

Пробыв некоторое время в Германии, Зуев отправился к Власову и, в конце концов, попал во 2-ю дивизию РОА.

Точно не известно, как закончилась судьба Михаила Евсеевича. По одним данным, он уехал из Франции в 1949-м году в Бразилию. По другим, сдался в апреле 1945-го англичанам, и после этого его след теряется.

Около 200 старообрядцев попали в зону советской эвакуации, были вывезены в СССР и получили сроки от 5 до 25 лет ГУЛАГа (вышли по амнистии в 1955-56 гг.).

Ещё около 1000 человек в 1946 году из Гамбурга уехали в Южную Америку. Треть из них затем при поддержке министра юстиции Роберта Кеннеди в 1960-м году уехали в Нью-Джерси.

Похожей по устройству была и Республика Россоно – она создана в 1941-43 годах в лесах между Идрицей и Россонами красноармейцами-дезертирами, бывшими русскими карателями и полицаями,»с демократической формой правления, врагами которой были объявлены и немцы, и советская власть».

(цитируется по «Бобров в журнале «Возрождение» (Париж), 1949 год, №№11-12; бывший сотрудник Абвера Д.Каров, брошюра «Партизанское движение в СССР 1941-1944 гг.», Мюнхен, Институт изучения СССР, 1952 г.)

Кстати, сразу после окончания Великой Отечественной русское крестьянство жило надеждой на устройство новой жизни, люди верили, что они кровью наконец-то заслужили свободу. Сводки НКВД и МГБ в 1945-м полны таких донесений:

«В Америке, говорят, уже решили распустить все колхозы в СССР, Молотов поэтому и покинул конференцию в Сан-Франциско», – рассуждали колхозники Воронежской области. «Колхозы будут распущены в соответствии с требованиями Черчилля и Трумена», – вторили им крестьяне Ставрополья.

Информатор из Курской области докладывал наверх, что среди колхозников ходят разговоры о том, что «Англия и Америка предъявили нашему правительству ультиматум – или распустите колхозы, или пойдем на Россию войной; что в Сан-Франциско Молотов сначала было отказался ликвидировать колхозы, а потом вернулся и согласился; что американцы будут проверять с самолёта, верно ли, что колхозы распущены».

Никакой свободы, конечно, русские люди тогда не получили. Свобода в нашей стране, как показала история, может быть построена только в глухом углу – «без разрешения». «Счастливые люди» – это как раз про них, убежавших от государства и взявших власть в свои руки.

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

Прямой эфир

«Счастливые люди» Сибири: Михаил Тарковский рассказал о правде и лжи

Охота… Я люблю, придя шатаясь,
С горячими сосульками на лбу,
Сняв тозовку, ввалиться спотыкаясь,
В холодную и тесную избу.

Морозный воздух свеж, как нашатырь,
Горят верхушки лиственниц крестами
И благовестит звонкими клестами
Тайги великолепный монастырь.

Отрывки из стихотворения Михаила Тарковского «Охота»

Бахтинцы считают городских слишком самоуверенными. «Все под контролем» в тайге не проходит. Ты, безусловно, творец своей судьбы. Но когда на несколько месяцев в одиночестве уходишь в тайгу на промысел, понимаешь, что над тобой есть Бог. И этот Творец самый главный.

Много лет, добывая соболя, в тайге провел поэт и писатель Михаил Тарковский – коренной москвич, который нашел свое место в селе Бахта на севере Сибири. Ему принадлежит идея создания цикла документальных фильмов о Бахте «Счастливые люди». Он писал и рассылал по киностудиям заявки на съемки и синопсисы, вел переговоры, искал партнеров и средства, позднее, когда таковые возникли, работал над сценарием, выступал в качестве оператора – многие интересные кадры сняты именно им.

У «Счастливых людей» витиеватая судьба. Фильм нашел признание у обычных зрителей и профессионалов. Доказательством тому служат завоеванная картиной премия «Лавровая ветвь» (2008 год) и выход «Счастливых людей» в американский прокат (2013 год). И, к сожалению, вклад Тарковского в создание картины за годы был «позабыт». Сочтя это преступным, я попросила Тарковского рассказать о работе над «Счастливыми людьми», о его появлении в «великолепном монастыре» дремучей сибирской тайги, об отношении к произошедшему с документальным фильмом и съемках продолжения цикла.

Завороженные

«Счастливых людей» я увидела год назад. Документальный фильм потряс, заворожил. На несколько часов вынул душу, пронес ее над владениями Енисея и вернул на место неспокойную — она рвалась обратно, в Бахту. Я пообещала себе обязательно побывать там. Подобное, уверена, пережили все зрители.

Читайте также:  Как лечить яблоню от черного рака осенью

Захватил фильм и классика мирового кино — 70-летнего Вернера Херцога. Он решил показать его западному зрителю. Перемонтировав материал, положив его на новую музыку и переозвучив героев, Херцог из четырех серий (каждая длится 50 с лишним минут) сделал полуторачасовой фильм. Претерпело изменения название картины — «Счастливые люди: год в тайге».

Федеральные и региональные информационные агентства России в начале 2013 года «торжественно» сообщали о выходе в американский прокат снятой в нашей стране документальной ленты. Цитируем «Ридус»:

«В американский прокат выходит российский документальный фильм «Счастливые люди: год в тайге». Картина адаптирована для западного зрителя прославленным немецким режиссером Вернером Херцогом.

Создатель фильма — режиссер Дмитрий Васюков. Его работа была замечена профессионалами и получила Национальную премию в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» в номинации «лучший сериал/цикл документальных фильмов». Однако большего отклика Васюков на родине не дождался — телеканалы его ленту показывать не спешили.

А затем случилось чудо. Однажды Вернер Херцог, всемирно известный режиссер игрового и документального кино, совершенно случайно зашел в гости к своему знакомому. У того был поставлен какой-то присланный ему диск. Херцог бросил взгляд на экран — и этого оказалось достаточно, чтобы сесть и посмотреть, не отрываясь, ленту длительностью три с половиной часа. Этой лентой были «Счастливые люди». Херцог тут же оценил огромный потенциал увиденного: это же та самая великая Сибирь, таинственная и непостижимая!».

Вот что пишут на сайте видеоблога Sibweek: «Увидеть в известном зарубежном киноблоге новость о том, что Вернер Херцог выпускает фильм о таежных охотниках «Happy People: A Year in the Taiga», которые живут в village оф Bakhtia в сибирский тайге, это как прочитать о том, что Майкл Бэй спродюсирует фильм «Чапаев» с Борисом Бабочкиным в главной роли. Как так может быть? Да еще и в трейлере все кадры из великолепных «Счастливых людей»...

«Счастливые люди» — это прекрасный документальный фильм Дмитрия Васюкова о таежных охотниках и о жителях далекого села Бахта Туруханского района Красноярского края, который был снят в 2008 году. Если вы его не видели, то новость вас не удивит, сначала гляньте фильм. Восхититесь.

На поверку оказалось, что Вернер Херцог случайно увидел «Счастливых людей» в Лос-Анджелесе, перемонтировал фильм, сделав из него 90-минутную версию, которая «более доступно донесет до европейской и американской публики детали жизни таежных охотников и некоторые особенности российских культурных традиций». Мировая премьера будет 25 января 2013 года. Для нас труд Херцога будет глубоко вторичен, но само признание дебютного документального фильма Васюкова (раньше он снимал «Диалоги о рыбалке» ) говорит о многом».

И, наконец, предлагаем Вам ознакомиться с сопроводительным материалом к трейлеру ленты «Счастливые люди: год в тайге» на национальным кинопортале film.ru : «Вернер Херцог готов предъявить широкому зрителю свою документальную ленту «Счастливые люди: Год в тайге», уже объехавшую множество фестивалей и заслужившую похвалы критиков. Ленту Херцог снимал, как следует из названия, в течение целого года, заручившись поддержкой режиссера Дмитрия Васюкова. Вместе они отправились в поселок Бахта на Енисее, население которого составляют менее 300 человек. ».

Последняя публикация максимально далека от правды — фантастическая! А какова же реальность?

600 квадратных километров тайги

Повествуя о судьбе «Счастливых людей», невозможно обойти стороной судьбу Михаила Тарковского, которая связала его с Бахтой и шестьюстами квадратными километрами тайги.

Тарковский впервые побывал на Енисее в 1974 году, будучи старшеклассником. Спустя четыре года стал приезжать на Енисей в зоологические экспедиции на базе Енисейской биостанции Института эволюционной морфологии и экологии животных Академии наук СССР. В тот период он учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина по специальности география и биология, осваивал профессию полевого орнитолога. Закончив институт в 1981 году, Тарковский получил место сотрудника биостанции и пять лет проработал на ней.

Рядом со станцией находится Бахта. А там куча охотников. И их жизнь куда интереснее, чем жизнь на станции. Там, конечно, тоже было здорово. Но от меня требовалась наука. А наука — это не мое. Мне хорошо удавалось и нравилось считать птиц, писать же статьи — нет.

В Бахте я пока «краем» соприкоснулся с охотниками-промысловиками, с их укладом, полным старинных традиций, и уже мечтая о работе охотника, начал обзаводиться снаряжением: камусными лыжами, пимами из сохачьего камоса – меха с лосиных ног.

Потом Анатолий (друг и коллега Тарковского Анатолий Блюме, его вы увидите в «Счастливых людях») уходит работать охотником. Все промысловики были рабочими Южно-Туруханского Государственного промыслового хозяйства. На участке охотилось по два человека. Так требовала техника безопасности. Хотя вообще промысловики старались работать по одному, что психологически легче. Вольная и своенравная натура промысловиков требует ощущения единственного хозяина на участке.

В 86 году в связи с болезнью напарника Анатолия освободилось второе место, я пришел на него и одновременно заочно поступил в Литературный институт имени Горького на семинар поэзии Владимира Цыбина.

Стихи я стал писать, еще работая на станции. В тайге люди, оказываясь в обстановке, когда ты предоставлен сам себе, часто берутся писать — либо дневники, либо стихи. Все вещи, которые ты видишь, бурно живут в твоей душе. Вокруг тебя столько всего красивого и величественного. И возникает потребность поделиться. Обстановка тебя обращает к слову.

Я для начала отохотился девять сезонов с одним перерывом в 91 году: в 91-ом книжка стихов выходила. А потом я на промысле прихворал в тайге. И лет пять не охотился. Очевидно, все правильно было. Мне требовалось понять, что произошло, и переварить накопленный жизненный опыт. Я тогда со стихами закончил и крепко засел за прозу. А прозу надо было писать, сидя в деревне за столом, капитально, не ходя по путикам. Временную и странную болезнь свою я воспринял как команду садиться за стол. Стихи можно писать на бегу, а прозу — нет, потому что это необыкновенно трудно.

Потом у меня были разовые выезды на промысел. Серьезно я снова заехал в тайгу на время съемок. Началась новая волна — еще четыре сезона отохотился. Сейчас на промысел в тайгу не уезжаю. Для меня стало важнее написать новую книгу. Промысел приходится на осень и зиму. А они священны в плане «писанины». Лето и весна в деревне – самое беспокойное время. Проза же не терпит суеты. Ты должен знать, что у тебя есть неограниченный запас времени, — делится Тарковский.

Стоит добавить, что в 90-х годах Государственное промысловое хозяйство, в системе которого трудились промысловики, развалилось. В «наследство» по праву аренды им достались участки в тайге. В наши дни на каждом участке охотой занимается один промысловик. Разве что сына своего он может взять на охоту, да и то, выделив ему отдельный кусок. Михаилу Тарковскому «принадлежит» участок размером в 600 квадратных километров. Со слов собеседника, это не много. Встречаются участки и по тысяче «квадратов».

«Промысел»

Съемки «Счастливых людей» стартовали осенью 2004 года и продолжались весь 2005-ый.

Идея зародилась гораздо раньше, чем приступили к съемкам. Было несколько лет мучительных попыток найти возможность. Я писал заявки на разные студии. Безрезультатно. Потом поделился со знакомыми своими заботами. Они говорят: «Что ты чужим людям какие-то заявки пишешь? Давай со своими ребятами. Есть тут люди». Именно потому, что это были знакомые знакомых, я этим людям доверял и никаких документов об авторских правах, разделении обязанностей не оформлял. В итоге после съемок наши пути, мягко говоря, разошлись, и влиять на судьбу фильма я не мог. Но это не так важно. Главное, что он появился.

Процесс замысла прошел несколько стадий. Изначально думал создать просто хоть какой-то фильм о судьбе одного охотника-промысловика. Это должен был быть дядя Коля Синяев, ныне покойный, или Геннадий Соловьев (в числе главных героев фильма). Как раз с Соловьевым и обсуждал планы фильма, и первоначальное название «Промысел» предложил именно Геннадий Викторович. Название необыкновенно объемное и при этом совершенно не двусмысленное. В нем и старинный русский промысловый дух, и Божий промысел, который ведет таких людей их трудными тропами. Когда ты один в тайге, дыхание неба над тобой необыкновенно сильно. Душа обнажена и обострена. Состояние абсолютно религиозное. Оно может быть и языческим, и православным. Но суть одна. Ты червь, песчинка в руцех Божьих пред очами бескрайней промороженной тайги, огромных пространств тундряков и гор.

И еще была другая «нота» — этнографическая. Было ощущение, что все это уходит — огромное количество умений, навыков: изготовление долбленой лодки, камусных лыж. Совершенно поразительное искусство. Как раз в это же время мы собирали уникальную музейную коллекцию. Видеофиксация традиционных технологий (а где дело – там и судьбы) была частью музейного проекта. Эти материалы особенно украсили фильм.

Вообще в моем пути были такие вот ступени: лет пять или больше я учился писать стихи и написал в итоге небольшую книжку. Но либо не оказалось у меня достаточного дара, либо огромный мир Енисея не вмещался в сжатый мир стихотворения – но душа требовала прозы. Я взялся писать рассказы, повести. Конечно, труд это был мучительный. И тоже лет пять на это ушло – писать их было сложно, слишком много сил требовалось для движения вслепую, для преодоления собственного бессилья, неумения. И никакой навигации… Состояние – когда никто тебе не может помочь ни советом, ничем – только словом поддержки… Учителя – русские книги и белый лист бумаги. А когда что-то вроде получилось, мне захотелось снять фильм про моих героев — наших бахтинских мужиков. Опять же из-за того, что почти невозможно описать в слове то огромное, что тебя окружает. Хотя только к этому ты и стремишься. Но слово норовит тобой управлять: языковая стихия строит мир по своим законам, уводит в сторону от жизненного «исходника». Вот тогда и вспомнишь, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В смысле, прочитать. Я замечал, что человек, побывавший в сибирской тайге, видит в каком-нибудь слове или образе намного больше горожанина. Потому что он сам испытал это ощущение, например, шуги, или знает, как пахнет соболиная шкурка. И для него это слово разворачивается огромным миром. Для горожанина оно молчит. И для него лучше увидеть.

Ну и хотелось показать, чем занимаются промысловики круглый год. В основу сценария был положен распорядок в природе: зима, весна, лето, осень, — рассказывает Тарковский.

Читайте также:  Ому универсальное марка осеннее

По словам Михаила Тарковского, наряду с названием «Промысел» было второе рабочее название — «Енисей-кормилец». Готовой версии в процессе съемок не существовало. Название «Счастливые люди» фильм получил на финишной прямой.

«Название появилось по возвращении в Москву. Подсказал мне его наш композитор, Александр Войтинский , помимо всего прочего как режиссер, снявший блокбастер «Черная молния» . Я все время ему говорил, что бахтинцы страшно счастливый народ. И Войтинского однажды осенило: почему бы так и не назвать фильм? Эти два слова очень точно передают мое отношение к этим людям. Я очень сильно завидую их образу жизни», — отвечал на вопрос о названии режиссер фильма Дмитрий Васюков в интервью, которое давал журналисту Антону Сазонову.

Бахтинцы, между прочим, глумятся над итоговым названием. По их мнению, оно искусственное. Несчастными они себя не считают. Но уверены, что со «счастьем» вышел перебор.

«Божьей милостью быть на месте / Вместо счастья досталось нам», — написал в своем стихотворении Тарковский, объясняя секрет жизни в Бахте.

«Счастье — неправильное слово. Для здорового мужика, увлеченного тайгой, жизнь в Бахте — счастье. А женщинам. им тяжело. Да и… более двусмысленного и безвкусного названия трудно было придумать», — добавляет писатель.

В бахтинском магазине вышел забавный диалог, связанный с названием. Приезжая спрашивает у продавца: «Когда же закончатся эти жуткие мошки?». Таежные мошки летом «заедают» людей. Продавщица утирает пот со лба и острит: «Мы же счастливые люди. »

Деньги на съемки были получены в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям по заявке от кинокомпании «Территория рыбалки», с которой работал Тарковский. Режиссером выступил москвич Дмитрий Васюков, оператором — Алексей Матвеев. Также в съемках помогали два временных оператора. Часть съемок сделаны Тарковским. Сценарий, напомним, разрабатывал и писал он же, что следовало из условий гранта.

— Съемки завершились. Васюкову, видимо, нужно было скинуть меня с хвоста, и он сказал, что переписал сценарий, соответственно, заявил себя сценаристом. Он написал закадровый текст, который возмутил меня многословием, неточностями и ошибками. Было ощущение, что автор пытается поразить городского зрителя броскими подробностями («В мороз печки топят пять раз в сутки» — на самом деле только два). Я написал подробный разбор с нужными исправлениями и комментариями. Правки внесены не были. Одна правка привела к серьезному конфликту. Речь идет о фрагменте, когда говорится, что к религиозным и государственным праздникам в Сибири относятся «так себе». Естественно, меня такое заявление возмутило. Вышел конфликт. И наши пути разошлись. Эта поучительная история послужила одной из сюжетных линий моей книги «Тойота-Креста», — продолжает Михаил Тарковский. Поступок Васюкова он называет вероломством.

В титрах имя Тарковского фигурирует в списке авторов идеи.

Вручение премии «Лавровая ветвь» состоялась без писателя. Он узнал о награде, впрочем, как и о западной версии Вернера Херцога случайно — из интернета. Возможно, что немецкий режиссер и не догадывается о прошлом «Счастливых людей».

После выхода фильма Тарковскому нужно было построить в Бахте храм и таежный музей. Церковь была возведена в 2011 году подвижническим усилием и участием людей, строящих храмы по России. Огромный вклад внесла Светлана Покровская, православная подвижница из попечительского совета Святителя Алексия. Строительство музея «буксует»: Тарковским собрана коллекция, на литературную премию куплен сруб, «Российские железные дороги» предоставили строительные материалы для фундамента, но на остальное (крышу, окна и прочее) средств не хватает. Писатель занимается их «добыванием». Он надеется, что музей и храм продлят жизнь Бахте. Ей уже более 300 лет.

Продолжение

По замыслу, цикл фильмов должен был состоять из пяти серий. От монтажа пятой серии Михаил отказался. Продолжение при поддержке меценатов он снимает с красноярской командой.

Задача у этого фильма сложнее. Мы хотим рассказать о том, как огромный мир тайги влияет на душу человека, как обстановка таежного одиночества преломляется в сознании художника, чему Батюшка-Анисей (Анисей — старинное название Енисея) его учит, и главное – почему он вечный ученик… И почему нельзя написать ни одной строчки, ни снять ни одного кадра без подчинения этой великой красоте и справедливости, — передает замысел писатель. — Сделать такой фильм почти невозможно. А когда делаешь что-то почти невозможное, работаешь на пределе, и получается новое.

«Таежные фото» — архив Михаила Тарковского.

Фото афиши фильма «Счастливые люди: год в тайге» — сайт kinopoisk.ru.

Трейлер фильма «Счастливые люди: год в тайге»

«Счастливые люди» (часть первая)

«Счастливые люди» (часть вторая)



«Счастливые люди» (часть третья)

«Счастливые люди» (часть четвертая)

Источник

Adblock
detector