Меню

Беседа ранняя осень старшая группа

Беседа «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Беседа на тему «Осень» в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
beseda_-_osen.docx 20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Осень»

Цель : Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и предложения.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным.

Беседа о временах года ( осень , зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина

. А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети : Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

-Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

-Ребята назовите времена года. Сколько месяцев в году?

Дети . Называют времена года 12 месяцев в году.

-Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети . К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) Ранняя осень.

-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети. Листопадом. Золотая осень.

— «В октябре семь погод на дворе» . Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз : то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.

-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети. «Ворота зимы» , «предзимник» . Поздняя осень.

-Если раннюю осень называют «золотой» , то позднюю осень – «серебряной» . Почему?

Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

-Ребята давайте с вами вспомним что же происходит осенью в живой неживой природе?

Дети : Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.

Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

-Ребята, а что же происходит с живой природой осенью (птицами, насекомыми?

Дети : Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края. Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.

Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.

Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

-Ребята, осень еще называют «сезоном урожая» Как вы думаете почему?

Дети : С полей и огородов убирают урожай овощей : картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

-Ребята, а теперь отгадайте загадки.

И воды не всколыхнул.

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … листопад

Поет да свищет ветер

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под … зонт

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?. птицы

-Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?

На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, Как нужно по порядку разместить картинки?

-Какая картинка лишняя? Почему?

-Назовите признаки осени?

-Как дикие животные готовятся к зиме?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог. (свернулся в клубок)

Загадки про животных

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой Медведь

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. Лось

Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый краса. А зовут её Лиса

Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала Еж.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. Волк

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. Дикий кабан

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора . Заяц

-Молодцы ребята! Вот и подошла к концу наша беседа, вы старались, отвечали на вопросы, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения

Источник

Конспект занятия «Ранняя осень»

Фатима Дышекова
Конспект занятия «Ранняя осень»

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цели: учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью.

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при проговаривании стихотворения об осени; владеть навыками самообслуживания, интерес к изобразительной детской деятельности (рисование осеннего леса).

Материалы и оборудование: картинка с изображением осеннего пейзажа, гуашь, кисточки, подставка для кисточек, альбомный лист А4, салфетки, непроливайка.

Организационный момент. Проговаривание стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Беседа о приметах ранней осени.

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о приметах ранней осени.

Какой сейчас месяц? (Сентябрь). Сколько осенних месяцев (Три).Назовите их. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Как мы называем осень в сентябре? (Ранняя.) Погода очень холодная? (Погода ранней осенью теплая). Люди одеты тепло или по-летнему? (По-летнему). Какое небо ранней осенью? (Голубое). Дожди часто идут? (Нет). Ветер дует холодный или тёплый? (Теплый). В парках и садах есть цветы? (Да). Птицы ранней осенью прилетают или готовятся к отлёту? (Готовятся к отлету). Листья на деревьях жёлтые или ещё зелёные? (Еще зеленые). Люди сажают овощи и фрукты или убирают их? (Собирают овощи).

Дети отвечают на вопросы, рассматривая картинку с изображением осени.

Давайте поиграем в игру «Исправь ошибки»

Воспитатель: Ребята, нам в группу прислал письмо Незнайка. Он пишет, что осень его любимое время года и он сочинил о ней рассказ. Давайте я вам прочту это письмо, послушайте внимательно, потом назовите ошибки в рассказе Незнайки.

Ранняя осень – прекрасное время года. Ранняя осень бывает в июле. Очень сильно греет солнце. Люди купаются в реках, озерах. Прилетают птицы из дальних краёв. Трава и листья на деревьях зелёные. В лесах много подснежников и тюльпанов, но грибов ещё нет. Иногда выпадает снег и дети лепят снежную бабу.

Дети называют ошибки в рассказе Незнайки.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке о приметах ранней осени.

Дети по очереди называют приметы.

Воспитатель: Дети, я вижу вы знаете все приметы ранней осени, а давайте еще поиграем в интересную игру, которая называется «Закончи предложение».

Воспитатель: Чем отличается ранняя осень от лета? Закончите предложения.

— Летом дни длинные, а осенью — … (короче).

— Летом ночи короче, а осенью — … (длиннее).

— Летом дождь тёплый, а осенью-… (холодный).

— Летом много птиц, а осенью — … (мало).

— Летом много цветов, а осенью — … (мало).

— Летом трава зелёная, а осенью — … (жёлтая).

Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете. А давайте попробуем составить небольшой рассказ по картине «Осень».

Дети совместно с воспитателем описывают картинку с изображением осеннего пейзажа.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(Взмахи руками, повороты вокруг себя).

Воспитатель: Мы умеем называть приметы и составлять рассказ про осень, а теперь послушайте песню и опишите её.

Слушание песни «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной).

Дети описывают характер музыки (быстрая или медленная; ритмичная или плавная). Какая осень в песне?

Воспитатель: Осень прекрасная пора. Она прекрасна в рассказах, в песнях, на картинах. А мы давайте изобразим это замечательное время года в своих рисунках и сделаем выставку из наших работ.

Дети рисуют лес осенью: деревья, грибы, ежа, птичку на ветке.

Посмотрите какой красивый, яркий, осенний лес у нас получился. Так и хочется прогуляться под такими деревьями.

Интегрированное занятие «Ранняя весна». Использование нетрадиционной техники рисования — «каплетерапия» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Весну красную зовем» Автор конспекта.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна» Образовательные задачи: обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; расширение, уточнение, актуализация.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Ранняя весна. Прилет грачей» Конспект НОД по рисованию в старшей группеТема: «Ранняя весна. Прилет грачей». Задачи: Обучающие: • расширять знания детей о перелетных.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста «Ранняя весна» Развивающие задачи: -Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние виды природы; -Развивать у детей способность радоваться пробуждению.

Конспект занятия для средней группы «Ранняя осень. Приметы осени» Тема: «Ранняя осень. Приметы осени». Цель: уточнить представления детей об осени, рассказать о приметах осени, развивать внимание, речь.

Прогулка «Осень ранняя пришла — мы её встречаем, с интересом за природой вместе наблюдаем» Педагогические цели: Учить называть приметы осени, изменения в природе. Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Ранняя диагностика и целесообразность устранения заикания в дошкольном возрасте Лукашина Наталья Александровна Для Вас родители! Заикание – сложная речевая патология. Чаще всего возникает в дошкольном возрасте. Это.

Ранняя весна «Березки» Так хочется весны, тепла, солнышка, ждём когда птички прилетят. Поэтому я с ребятами решила сделать Березки ранней весной. Для этого.

Рекомендации для родителей «Ранняя весна, весенние месяцы» Тема: «Ранняя весна, весенние месяцы» Задание 1. Родителям рекомендуется: -поговорить с ребёнком о том, какое время года наступило; -во.

Творческий поиск… (Утро. Зима плачет. Ранняя весенняя мелодия.) автор Савчук О. В. © УТРО (миниатюрка) ___Сквозь прозрачную дымку весеннего воздуха пробиваются нежные солнечные лучи, весело щебечут.

Источник

Читайте также:  Фольклорные праздники русского народа осень
Adblock
detector