Меню

Бунин осень анализ средства выразительности

Анализ стихотворения Бунина Осень. Чащи леса

Данное стихотворение носит лирический и философский характер. Автор рисует картину осеннего леса, через которую свое видение природы, жизни и смерти.

Лес рисуется Буниным как унылое и неприглядное место. Автор изображает его голым, то есть дает ему негативную характеристику, говорит лишь о том, что отсутствует. Созданное поэтом ощущение пустоты, указывает на отсутствие жизни, царящее в осеннем лесу.

Подобный пейзаж навевает пессимистичное настроение и тоску. Отжили свой век растения, и даже небо и озеро видятся поэту мертвыми. Он называет их белесыми и бледными. Подобные определения лишены как-либо позитивного смысла. Они просто показывают степень угасания.

Рядом с лесом он изображает болотный мох. Болото, как правило, представляется синонимом гибели, медленного умирания, похожего на затягивание в трясину. Вид его подчеркивает господство смерти вокруг.

Все эти разнообразные образы, олицетворяющие небытие, поэт использует, чтобы создать контраст природной жизненной силе, противостоящей мертвому оцепенению, охватившему чащу.

Среди этого безжизненного пейзажа поэт видит ольху. На нее также оказала воздействие осень, но это дерево Бунин выделяет среди прочих растений. Он подчеркивает, что, даже погрузившись в зимний сон, ольха остается красивой. Именно в красоте автор видит жизнеутверждающее начало.

Дерево подверглось влиянию холодов и уже старое, что подчеркивает Бунин. При этом он сравнивает старую ольху с женщиной. Женщина вызывает ассоциации с материнством, с великой производящей силой природы. Люди умирают, когда приходит их срок, но на смену ушедшим приходят все новые и новые поколения.

Поэт рисует ольху отличной от прочих деталей окружающей природы. Она стоит в полусне, лишь попала в плен к зиме, а не всецело поглощена властью холода. Хотя автор называет ольху старой, он, при этом же, выражает уверенность, что весной она вновь зацветет. Это противоречие использовано поэтом для того, чтобы выразить свою уверенность в конечной победе жизни над смертью. Поэт видит в красоте как таковой великую силу, перед которой отступает даже небытие.

Изобразив угасание сил природы, поэт не протестует против умирания, как такового. Он верит в вечное противоборство жизни и смерти, в их непрекращающийся круговорот, символом которого является смена сезонов. Уверенность в грядущем торжестве красоты и жизни рождают у него оптимизм, который виден в конце стихотворения.

Анализ 2

Бунин написал огромное количество разных произведений и во многих из них описывается природа. Это все потому что больше всего на свете ему нравится природа, а также родина, где он живет. Если прочитать каждое его произведение, то он является не только красочным, но и уникальным. И стихотворение под названием «Осень» является именно таким.

У данного произведения имеется не совсем обычная специфика. Кроме этого здесь используется редкостная трехстопная хорея, которая не всегда употребляется в литературе.

Многие читатели, которые прочитали данное произведение, поняли, что оно является легким для запоминания, а также и красивым.

Герой вышел на улицу, а там пасмурная погода. Но не смотря на это он отправился в лес. Глубоко в лесу находится очень большое и красивое озеро. Вот только при такой погоде оно кажется блеклым и темным.

Лес осенью становится не таким красивым и пушистым, как летом. В основном вокруг автора находятся одни пустые полянки, на которых растет огромное количество мха. Все растения и цветы давно завяли и опали.

В летнее время здесь постоянно растут и цветут кувшинки, а также шафраны.

Пройдя немного дальше, автор видит большое и очень красивое дерево Ольхи. Оно растет практически возле залива, и на ней нет листьев. Он очень сильно отличается от основного вида леса. Ольха встречается во многих фольклорных произведениях. Она скромно и очень красиво стоит посреди леса. В летнее время на данном дереве расцветут большие и очень красивые сережки. А когда наступит весна, то именно это дерево покажет ее наступление. Лес снова начнет просыпаться и оживать.

Для того чтобы произвести полный анализ произведения сначала его нужно прочитать и понять по-своему.

Здесь можно помечтать и понять, что ничто не вечно и на смену одному событию придет другое.

Больше всего на свете автору нравится осень и во многих стихотворениях он рассказывает и описывает именно это время года. Он считает, что в этом времени года имеются тайны и секреты, которые нужно разгадать или понять.

В это время можно побродить по лесу и помечтать, и им никто не мешает, а может быть, некоторым приходит муза и рождаются новые произведения.

Анализ стихотворения Осень. Чащи леса по плану

Осень. Чащи леса

Возможно вам будет интересно

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий»

В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем

Произведение в соответствии с жанровой направленностью представляет собой русскую романтическую лирику, посвященную святочным гаданиям, излюбленному ритуалу русских женщин периода девятнадцатого века.

Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке

Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины

Источник

Анализ стихотворения Бунина Осень чащи леса

Среди всех произведений великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина очень большое количество стихотворений посвящено природной теме и пейзажной лирике. И это вовсе не случайно, так как Иван Алексеевич с самого раннего детства очень любил русскую природу, и был настоящим патриотом своей родины.

Каждое из произведений, написанных в данной тематике, является очень красочным и уникальным. Однако среди всех произведений смело можно выделить такое произведение, как «Осень. Чащи леса». Сразу же нужно отметить, что данное произведение было написано в 1905 году.

Основное внимание в данном произведение, привлекает его необычная специфика. Стихотворение написано трехстопным хореем. Нужно отметить, что данное направление является довольно таки редким для русской литературы.

Стихотворение получилось очень красивым, нежным и запоминающимся.

Что касается различных литературных приемов, то они естественно здесь есть. Иван Алексеевич использовал большое количество различных литературных приемов, чтобы сделать произведение ярким, красочным и мелодичным. Так здесь можно найти и метафору, и олицетворение, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все вышесказанные литературные приемы воедино собирает перекрестная рифма, которая как раз таки добавляет мелодичности.

Вообще тема осени выбрана не случайно. У каждого автора, поэта было свое любимое время года. Иван Алексеевич предпочитал осень, считая, что в ней есть какая-то тайна, загадка, иллюзия.

В заключении хочется сказать, что для того, чтобы произвести полный анализ произведения его необходимо прочитать, так как каждый человек увидит это произведение по своему, а значит и анализировать каждый будет по своему.

Картинка к стихотворению Осень чащи леса

Популярные темы анализов

Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям.

Октябрьская революция 1917 года повлияла на судьбы и творчество многих поэтов и писателей. Кто-то предпочёл старый режим новому и уехал из страны, оставаясь в душе верным своей Родине. Кто-то, как и А. Блок остался

Ни для кого не будет секретом, что Анна Ахматова достаточно иронично, правильно и чувственно может передавать все самые сокровенные мысли своих героинь. Каждое ее творение вызывало бурю восторга, почитатели ее творчества с большим

Марина Цветаева и Анна Ахматова – две яркие представительницы Серебрянного Века. Но вернее будет сказать: два представителя. Потому что обе предпочитали себя называть не поэтессами, а поэтами, считая данное слово более достойным

Пожалуй, нет ни единого поэта, который бы хоть раз за всё своё творчество не обращался к теме вечности. Наоборот нужно отметить, что поэты во все времена очень любили именно эту тему, ведь она дает безграничное количество фантазии,

Источник

Анализ стихотворения «Осень» Бунина

Стихотворение «Осень» Ивана Алексеевича Бунина – пример пейзажной лирики, основанной на впечатлениях от русской природы.

Стихотворение написано в 1905 году. Поэту в эту пору было 35 лет от роду, он уже выпустил в свет несколько сборников своих произведений, увлекся прозой, много путешествовал, получил пополам с другим автором «Пушкинскую премию», был женат, пережил семейную трагедию – смерть первенца. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмой, по форме – астрофический стих. Рифмы как закрытые, так и открытые, лирический герой себя явно не обнаруживает, хотя читатель и смотрит на пейзаж его глазами. Следует отметить, что стихотворение кажется простым и безыскусным, с понятной каждому человеку приглушенностью, а затем и эмоциональностью. Это было не очень типично для времени, когда в поэзии царил символизм. Позиция И. Бунина в этом отношении была сознательной, он являлся продолжателем традиций золотого века русской литературы. Интонация сдержанная, скупая, призванная передать показавшийся поэту скудным и сонным мир осени. Как будто жизнь ушла или затаилась. Начинается это небольшое произведение с перечислительной градации, присоединительных конструкций. Герой находится в лесу. Он оглядывается кругом и словно констатирует факты: озеро белесо (здесь, кстати, не совсем удачно ударение в слове), бледен небосвод. Инверсии временами чередуются: отцвели кувшинки, выбиты тропинки (то есть, исхожены). Оба названных растения (шафран – тот же крокус, и кувшинки) цветут до первых заморозков, если позволяет погода. Видимо, это время уже пришло. Строка с кратким прилагательным: лес и пуст, и гол. Пожалуй, поэт отходит от пушкинских мотивов в описании осени. Впрочем, во второй половине стихотворения поэт залюбовался красотой ольхи. Она и стара, и суха, и растет среди болотных кочек, однако он чувствует в ней что-то женственное, хрупкое, и вместе с тем – сильное, живучее. Ольха находится у воды, глядит на свое отражение (это олицетворение), хотя осеннее оцепенение коснулось и ее («в полусне»). «Засеребришься»: поэт предвкушает будущую весну, знает, что одним из первых преобразится именно это старое дерево. Ближе к финалу все сильнее ощущается привязанность героя к этим местам. Настроение его сродни происходящему вокруг, однако и в этом умирании он видит близкую весну.

Читайте также:  Когда закармливать пчел сиропом осенью

В «Осени» И. Бунин следует реалистичной манере, его герой – задумчивый наблюдатель увядания природы.

Источник

🍂 Метафоры, сравнения и эпитеты в «Листопаде»

Одними из наиболее часто применяемых средств художественной выразительности (СХВ) в стихосложении являются сравнения, метафоры и эпитеты. Они украшают строки, придают стихам внутреннюю наполненность и мелодичность, а также помогают поэту передать свойства предметов и явлений.

Сегодня блог Stihirus24 рассмотрит, какие из СХВ использовал Иван Бунин в стихотворении Листопад , а также узнаем определение эпитетов и метафор.

Определение метафор и эпитетов

🔥 Эпитетом чаще всего является прилагательное, но может быть использованы существительные, наречия и числительные (печали тишина*, горячо ненавидеть*, третий этап*, соответственно). С помощью этого средства выразительности определяемое слово повышает выразительность и в целом связка «эпитет – слово» красиво произносится.

🔥 Метафорой может быть отдельное слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. Средство сравнивает один предмет или явление с другим, имеющим общий признак, но иное значение.

Классический пример метафоры – золотые волосы* (волосы по цвету, как золото) и лабиринт боли* (боль, как бесконечный лабиринт). Это классический переносный смысл слов. СХВ позволяет точнее передать свойства предметов и явлений, что упрощает понимание текста стихотворения и разнообразит его семантику.

Метафоры в Листопаде

В стихотворении листопад Иван Бунин использует метафоры –

  • Пестрый терем.
  • Березы желтою резьбой.
  • Блестят в лазури голубой.
  • Мертвый сон.

С их помощью определяемые слова окрашиваются в нужные для поэта тона на примере сравнений – терем становится разноцветным, как осень, а листва берез становится похожа на причудливую желтую резьбу.

Эпитеты Бунина в стихе

В стихотворении Листопад Бунин использовал и эпитеты –

  • Мертвое молчание.
  • Туманная высота.
  • Лиловый лес.
  • Глубокий и немой покой.

Читатель сразу чувствует, что осенью в лесу нет места ни звуку и видит осеннюю таинственность туманной высоты. В стихе Листопад с помощью эпитетов автор создаёт собственную картину осени, делает её живой и передаёт через бумажный лист читателю в нужных цветах и свойствах.

🔥 Есть в стихотворении и сравнения, например,

Паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

Сравнения подобны метафорам, они открывают свойства определяемого слова на примере сравнения их с другими предметами.

Подробный анализ стихотворения Листопад читайте по ссылке.

Источник

Анализ стихотворения Бунина Осень

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина И. А.

November 19, 2015

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник «Листопад» был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

«Листопад» — стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения «Листопад» Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его — описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. «Листопад» — стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом. При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения «Листопад» Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко — это «сегодня», то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц («Сентябрь, кружась по чащам бора. «). Это же можно сказать и о пространстве — оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, «тихая вдова». Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота — холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса. Для этого он использует различные контрасты и краски («серебро паутины», «лиловый терем», «светлая, солнечная поляна», «янтарный отблеск листвы»). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну — с широким двором, а просветы в листве для него — словно оконца.

Читайте также:  Как стильно носить джинсовую юбку карандаш осенью

Анализ стиха Бунина «Листопад» позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ «тихой вдовы», а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

«Листопад»: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе («льет дождь», «кружатся листья»), а также антитеза, которая противопоставляет направленное («гуси держат перелет») и беспорядочное движение («кружатся листья»).

Обилием тропов характеризуется поэма «Листопад» (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс «о» и «е», который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков «с» и «ш».

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто «сеть из серебра». Кроме того, в произведении встречаются метафоры («пестрый терем», «среди широкого двора»), олицетворения (осень входит в «терем свой»), эпитеты («морозное серебро», «мертвое молчание», «тихая вдова»).

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения «Листопад» Бунина, отметим, что автор его — настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что «Листопад» является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха «Листопад» Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Прочтите с ребенком стихотворение.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

На прогулке наберите разноцветных листьев, внимательно рассмотрите их. Спросите у ребенка, какой месяц осени можно назвать “золотым”? А какой “листопадным”?

Предложите ребенку сделать аппликацию из собранных листьев или зарисовать то, что он услышал в стихотворении.

В последующей беседе отметьте сравнения, встречающиеся в стихотворении.

— С чем сравнил поэт осенний лес? ( лес, точно терем расписной)

— Саму осень? ( …Осень тихою вдовой)

— Паутинки, блестящие на солнце? ( …воздушной паутины ткани
блестят, как сеть из серебра)

— Белого мотылька, порхающего над паутинкой? ( …точно белый лепесток…)

— Просветы в небе? ( просветы в небо, что оконца…)

— Елочки? (как вышки, елочки темнеют…)

Спросите, какое настроение было у поэта, когда он писал это замечательное стихотворение?

Обратите внимание ребенка на то, что хотя в лесу еще тепло, солнечно и красиво, мы уже чувствуем светлую грусть. Какие образы ее вызывают?

– Образ Осени как женщины- вдовы. тихо идущей в свой терем через пустую поляну в мертвом молчании и наблюдающей за игрой последнего мотылька, последней яркой вспышкой разноцветья перед холодной, унылой и суровой зимой.

Читайте также:

«Листопад» И.Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,—
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Читайте также:  Наступила осень возле дождливая сняли зайчик прыгает

Анализ стихотворения Бунина «Листопад»

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

«Листопад», анализ стихотворения Бунина

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» — произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко — один день, «сегодня». а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова». хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса. используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

помогите сделать анализ стихотворения Бунин «осень чаще леса»

Димон Профи (959), закрыт 4 года назад

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне —
И засеребришься
Прежде всех к весне.
1905

Владимир Поболь Искусственный Интеллект (1572480) 4 года назад

начните с размышления над поэтом.

БУНИН Или Бунин с одним чемоданом, \ Или мало ли кто там потом… \ Адамович… Георгий Иванов… \ Тишина под парижским мостом. Эвелина Ракитская 2005 Это было давно и неправда,

БУНИН Читаю Бунина – словно голос с того света. \ Дворяне на партсобрании-балу едят конфеты. \ Чужая эпоха\ До последнего вздоха. \ Чужое мировосприятие\ С ностальгией по уходящему, православному миру. \ Руки, Бунин, твои голубые. \ Все примечает. Василий Филиппов Из цикла «Март 1985» Бунин

БУНИН Это ли тебе не полнолунье, \ если жизнь по краешек полна? \ В Суходол уходит ночью Бунин, \ если ночью — тишина. Ольга Бондаренко БУНИН В ГРАСЕ

БунинКак все легко, доступно. Мать смирилась. А он красив, талантлив и умен. Чтоб это длилось, длилось, длилось, длилось, Чтоб только он, навеки только он! Владимир Солоухин

БунинТвой стих роскошный и скупой, холодный\и жгучий стих один горит, один\над маревом губительных годин, \и весь в цветах твой жертвенник свободный. Владимир Набоков И. А. Бунину

БунинЯ Бунина читал: \Как сладко память \В шестнадцать лет шиповником изранить, \В семнадцать — доверять чужим. \Я в сорок пять неисправим. Василий Дворцов 2004

Послушать стихотворение аБунина Осень

Источник

Adblock
detector