Меню

Экскурсия для 1 класса природа осенью

Осенняя экскурсия в лес.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_v_les_osenyu.docx 26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осенняя экскурсия в лес» (1 класс)

Цель: наблюдать за осенними изменениями природы.

Задачи: 1)познакомить с правилами поведения в лесу;

2) развивать умение сравнить летнюю природу с осенней;

3) воспитывать бережное отношение к природе.

-Ребята, сегодня у нас необычный день. Друзья гномы пригласили нас к себе домой — в лиственный лес, которые они очень любят. Разве можно не любить то место, где ты родился, где прошло твое детство.

— Дети, путь наш не совсем близкий, потому вы должны посмотреть, удобна ли вам обувь и тепло ли вы одеты.

— Готовы ли вы соблюдать правила дорожного движения по дороге в лес?

— Какие правила вы знаете?

– Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон.

Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются

своему зеленому наряду.

– Определите, какое это время года.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью. Мы идем в гости, где жители живут по своим лесным законам. Поэтому мы своим присутствием не должны нарушить их привычную жизнь. Сейчас повторим правила поведения в лесу.

1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.

2) Не разоряй муравейник.

3) Не рви большие букеты цветов.

4) Не разжигай костры.

5) Не оставляй мусор в лесу.

3. Первая остановка «На опушке».

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. ( С. Погореловский )

-Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

-Ребята, кто нас сейчас встретит? (Деревья, травы, кустарники и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.)

— Остановитесь и полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хотя, и короткого периода-листопада.

— При встрече со знакомыми, друзьями мы всегда здороваемся. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Улыбнитесь им, и вы почувствуйте, как они улыбаются в ответ. (Ребята встают в круг, держась за руки, улыбаются зеленому другу, небу, солнцу, друг, другу).

Дети читают четверостишие (хором).

Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый

Он к нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

– Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса?

– Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?

4. Остановка «Улыбка».

-Дети, давайте послушаем тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес?

— Как вы себя чувствуете, какое настроение?

— Рад вам лес и два гнома, которые живут в лесу. Подарите свои улыбки друг другу. — Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите; если увидите всю красоту окружающей природы и улыбнетесь ей. Помните слова детской песенки – от улыбки станет мир светлей! А дружба начинается с чего? С улыбки.

(Дети негромко поют песенку Шаинского «Дружба».)

5. Остановка «Дышим ровно, глубоко!»

— Ребята, а так ли тихо в лесу?

-Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего?

— Давайте глубоко вдохнем лесной горьковатый аромат. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Которые вырабатывают все растения, фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и глубоко подышим.

(Дети становятся в круг и выполняют физические упражнения.)

Гномики предлагает сделать еще одну остановку.

6. Остановка «Художница Осень».

Это наша Осень – добрая волшебница!

Ярко желтым цветом

С неба темный месяц

Все кругом искрится,

-Давайте полюбуемся осенними красками расписного шатра.

— Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? На всех ли деревьях листья одного цвета? (Листья разных деревьев отличаются по цвету.)

— На березе– листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А вот гномы решили выявить среди нас самых наблюдательных. Они задают нам вопрос: на каких деревьях или кустарниках листья остаются зелеными до самых морозов?

-Листопад деревьев — это их защита от зимней засухи и стужи.

— За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи зимой, столько воды из почвы не получишь. Сейчас мы с вами идем по мягкому цветному ковру . Из засушенных листьев можно изготовить поделки. ( Сбор листьев для поделок).

Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев .

— Какие грибы собирают в лиственном лесу?

7. Остановка «Листопад».

— Почему осенью с растений облетают листья?

— Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

— Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?

— Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

— Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?

— Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

— Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

— Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?

— Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

8. Остановка «Хвойная».

— Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

— Как вы глядят в эту пору ель и сосна?

— Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

— Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од ни и те же листья-иголки.

— Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

— Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?

— Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

— Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

— Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.

— Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

— Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.

9. Итог экскурсии.

– Лес – наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли

и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу. Гномы провожают вас. Они уверены, что уходя из леса, вы много хорошего взяли с собой, и предлагает на всю жизнь запомнить и никогда не забывать, что:

«Природа – дом, украшенный трудом.

В любой мороз и зной устроен и приветлив.

Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете».

Список используемых материалов

1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Давай знакомиться, мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир: методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя экскурсия в лиственный лес» 2 класс.

Урок был мною разработан с учетом индивидуальных и психофизических особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. При планировании урока я использовала такие технологии: эл.

Материал для детей (на экскурсии дети заполняют эту форму).

Задания для осенней экскурсии для 5 групп, на которые разделен класс.

Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы.

урок по математике 2 класс «Закрепление изученного материала в пределах 20» конспект + презентация.

Экскурсия проходит в заповеднике осенью. Замечательная прогулка, во время которой мы повторяем изученное и вводим новые знания. Экскурсия поможет в написании сочинения, воссоздании картин осени,включа.

Источник

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ( экскурсия в природу)
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_v_prir.docx 14.67 КБ

Предварительный просмотр:

( экскурсия в природу)

Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

Воспитывать любовь к природе родного края.

1.Вызов ( в классе)

Воспитатель. Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Воспитатель. Объясните приметы.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.
  2. Осень идет, дождь за собой ведет.
  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Знакомство с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

Воспитатель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.

3.Остановка «Парк – младший брат леса».

— Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

— Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

— Как называется это явление? (Листопад)

— Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

— У какого дерева листва желтеет первой? ( У березы)

— Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет — символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

— Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

— Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

— Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

4. Игра «Верю – не верю»

Воспитатель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» — если неверное.

Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники (« не верю »), а на деревьях висят ягоды клюквы ( « не верю»), сушатся грибы ( « не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни ( « не верю» ). Залаяла собака ( «верю»), из травы выскочил белый заяц ( «не верю»), и пустился бежать через поле к речке ( « верю»), при этом он испугал жаворонка ( « не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни ( « не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( « не верю»), нырнул в свой домик ( «не верю» ), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму ( « не верю»).

1-я группа – сбор семян, шишек, желудей.

2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

3-я группа – наблюдение за поведением насекомых и его описание.

4-я группа – наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание

6.Подведение итогов экскурсии.

Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.

Источник

Читайте также:  Армия россии когда призыв осенний
Adblock
detector