- Пейзаж в картинах башкирских художников Алексеева Виктория Ученица 6А класса МАОУ 114 г. Уфы Научный руководитель: Приходько Е. Н. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация 6 класса на тему: «Пейзаж в картинах башкирских художников Алексеева Виктория Ученица 6А класса МАОУ 114 г. Уфы Научный руководитель: Приходько Е. Н.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Живопись
- Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш
- С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло.
- Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель.
- Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло.
- Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло.
- Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии «Акмулла» с 2005. Офорт.
- Александр Бурзянцев «Над белой», 1984 г.
- Адия Ситдикова «Аромат мёда», 1976 г.
- Фёдор Кащеев «Башкирский кумыс», 1966 г.
Пейзаж в картинах башкирских художников Алексеева Виктория Ученица 6А класса МАОУ 114 г. Уфы Научный руководитель: Приходько Е. Н. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемБогдан Толстой
Похожие презентации
Презентация 6 класса на тему: «Пейзаж в картинах башкирских художников Алексеева Виктория Ученица 6А класса МАОУ 114 г. Уфы Научный руководитель: Приходько Е. Н.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Пейзаж в картинах башкирских художников Алексеева Виктория Ученица 6А класса МАОУ 114 г. Уфы Научный руководитель: Приходько Е. Н.
2 Природа нашей республики на протяжении многих десятилетий привлекает внимание художников- пейзажистов. Запечатленная ими природа Башкортостана то лирическая, то исполненная грусти, то жизнерадостная. У каждого художника свое восприятие красоты родного края.
3 Актуальность и значимость: Порой пейзажу придают второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но художники Башкортостана сумели в своих произведениях отобразить дух родины. А живут и работают здесь мастера кисти разных национальностей.
4 Цель: — познакомиться с понятием пейзаж; расширить знания об эпитете; — познакомиться с произведениями башкирских пейзажистов Задачи: — выявить основные особенности написания пейзажа башкирскими художниками; -изучить стиль работы современного художника Абдуллина Р.М.; — выполнить творческую работу-пейзаж
5 Пейзаж (фр. Paysage, дословно страна, местность)- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа.
6 В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский Художник А.К. Саврасов Название «Сельский пейзаж» Год создания 1924 Материал холст, масло
7 городской (в том числе городской архитектурный ведута) Художник Ф. Я. Алексеев Название «Красная площадь в Москве» Год создания 1801 Материал холст, масло
8 индустриальный пейзаж Художник В. Н. Маслов Название Индустриальный пейзаж, Год создания 1930 Материал Бумага, тушь, акварель
9 Особую область составляет изображение морской стихии марина Художник И. К. Айвазовский Название Морской пейзаж Год создания 1870 Материал Холст, масло
10 Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический характер. Пейзажи пишут в различных техниках.
11 Для исследования были выбраны художники-пейзажисты, создавшие знаменитые произведения, посвященные Башкортостану. На примере этих картин можно увидеть основные тенденции развития в жанре пейзажа.
12 Нестеров Михаил Васильевич Художник- живописец Заслуженный деятель искусств Создатель особого жанра пейзажа, названного «нестеровским»
13 Природа отличается хрупкостью и прозрачностью, написана сдержанными и неяркими красками. Прозрачность красочного слоя, приближает масляную живопись художника к акварельной технике. Все картины выполнены масляными красками. Название: «Осенний пейзаж» Год создания: 1906 Материал: Холст, масло Название: «Осенний пейзаж» Год создания: 1934 Материал: Холст, масло
14 Тюлькин Александр Эрастович Живописец — пейзажист Основоположник изобразительного искусства Башкортостана Народный художник БАССР
15 Преобладающая тема творчества — образ города, башкирского края. Любовь к скромным, непритязательным мотивам, к неярким, сдержанным краскам. В основном картины писал масляными красками. Название: «Индустриальный пейзаж» Материал: Картон, масло Название: «Карьер» Материал: Картон, масло
16 Домашников Борис Федорович Живописец и пейзажист Народный художник СССР
17 Стремился передать состояние природы в пору ее перелома, смены времен года. Внимателен к передаче свето-воздушной среды. Писал картины в основном масляными красками и акварелью. Название: Березняк Год создания: 1960 Материал: Холст, масло Название: Сказ об Урале Год создания: 1974 Материал: Холст, масло
18 Саитов Эрнст Миниахметович Живописец и пейзажист Заслуженный художник РФ. Народный художник БАСС Р.
19 Основной жанр – лирический пейзаж, выполненный в технике акварели. Воздушная и лёгкая живопись. Сочетает в себе реалистичность сюжета с лёгкими акварельными мазками. Пейзажи в основном посвящены деревенской жизни. Название: «После грозы» Год создания: 1976 Материал: Бумага, акварель Название: «Родина Салавата» Год создания: 1986 Материал: Бумага, акварель
20 Ахметов Ринат Фанисович Живописец и пейзажист Член Союза Художников Республики Башкортостан
21 В картинах звучит проникновенная интонация — ностальгия по русской классике. Особое внимание художник уделяет игре света: проблески бликов, разлив света на водной поверхности. Картины выполнены масляными красками. Название: «Край родной» Материал: холст, масло Название: «Дыхание гармонии» Материал: холст, масло
22 Заслуженный художник Республики Башкортостана, лауреат премии им. Мифтахетдина Акмулы, член Союза художников России. Абдуллин Риф Мударисович
23 Основную часть творческого наследия художника занимают пейзажи. Своим творчеством Абдуллин Р. М. обогащает копилку башкирской живописи. Название: «Река Белая. Утро в верховьях Агидели» Год создания: 2007 Материал: картон, масло Название: «Брод. Мурадым» Год создания:2009 Материал: холст, масло
24 Риф Мударисович считает, что художник не должен повторять природу. Он должен создавать свой образ, настроение и передать его на полотне. Художник уверен, что: «Пейзажи надо писать в Башкирии!». Название: «Аслы Куль» Год создания: 2008 Материал: картон, масло
25 Любимое время года художника – осень. Осенью цвета становятся богаче, раскрывается их изысканная простота. И нужно успеть поймать мгновенье, чтобы донести до зрителя всю красоту мира, в котором мы живем. Название: «Осень. Мурадым» Год создания: 2009 Материал: холст, масло
26 Абдуллин Р. М. входил в авторскую группу, которая создавала мозаичное панно на Городском дворце культуры.
27 Картины находятся: Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова (Уфа); Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань); Курганский художественный музей (Курган).
28 Как итог творческого исследования нами была создана живописная работа. Наша картина выполнена близко к живописной манере Абдуллина Р.М. Работа написана гуашью. Сюжет прост, это вид из окна. На подоконнике сидит девочка, которая рисует пейзаж за окном. В основу пейзажа легло произведение Абдуллина Р.М. «Дюртюли. Агидель».
29 В нашей работе больше прописан передний план: девочка, восхищенная природой родного края рисует пейзаж, кошка, которая символизирует тепло домашнего очага, открытое окно, как символ открытой души человека, способного понять прекрасное. Но главным в нашей работе, безусловно, является вид из окна. Это вид на главную реку Башкортостана – Агидель. Мы пытались не просто нарисовать работу мы хотели показать, как дорого нам все, что с связано с нашей республикой. Для нас было важнее всего передать поэтическую красоту родного края, подобно художнику Абдуллину Р.М.
30 В нашем исследовании мы постарались привлечь внимание к такому жанру живописи, как пейзаж. Мы доказали, что современные художники-пейзажисты придерживаются «нестеровской» манере написания пейзажей. Природа в картинах башкирских художников не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения.
31 Вывод: Наш родной Башкортостан будет еще долго источником вдохновения для многих поколений художников, которые работают в жанре пейзажа.
32 Данные нашего проекта можно применять на уроках таких предметов, как Культура Башкортостана, ИЗО, на кружковых занятиях в начальной и средней школы в целях эстетического воспитания школьников.
Источник
Живопись
Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая), культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала. Сопоставление основных этапов развития истории Урала с древнейших времен выводит нас к вопросам преемственности культурного наследия, диалогу культур, актуализирует связь современного изобразительного искусства Башкортостана с архетипами прошлого.
Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш
С. Ахметшин. Сенокосная пора. 2007. Холст. Масло.
Рамиль Абдуллин. Весна. Разлив. 2005. Бумага. Акварель.
Отправной точкой древнего мифопоэтического миропонимания является первобытное искусство пещеры Шульган-таш. Обращение к его содержанию — начало на пути постижения художественных образов древней и традиционной культуры Южного Урала. Наличие широкого круга историко-археологических, фольклорных и этнографических данных, современные методологические подходы философии культуры, истории, искусствознания позволяют приступить к историко-искусствоведческому исследованию изобразительного искусства на территории Башкортостана, к систематизации основных этапов развития, к выявлению идейно-художественной стороны произведений искусства. Быт, обычаи, литературно-фольклорное наследие башкирского народа нашли отражение в изобразительном искусстве Башкортостана.
Возникновение первых художественных выставок в Уфе относится к 1910-м годам и связано с именами башкирских живописцев первого поколения К.С. Девлеткильдеева, М.Н. Елгаштиной, А.П. Лежнева, А.Э. Тюлькина, И.И. Урядова. Живописные полотна Р.М. Нурмухаметова, Б.Ф. Домашникова, А.Ф. Лутфуллина, А.Д. Бурзянцева, А.В. Пантелеева, А.Х. Ситдиковой, скульптурные произведения А.П. Шутова, Б.Д. Фузеева, З.Р. Басырова, керамические панно, станковая скульптура и мелкая пластика Т.П. Нечаевой, серии офортов и литографий Э.М. Саитова. Экспозиции башкирского раздела на российских и всесоюзных выставках с середины века становятся все полнее по жанровому и видовому составу, а произведения все обширнее и интереснее по содержанию и художественным образам.
Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло.
Р. Атауллин. Акмулла. 2006-2007. Холст. Масло.
Камиль Губайдуллин. Утро поэта. 2006. Из серии «Акмулла» с 2005. Офорт.
К 1960-м годам башкирское изобразительное искусство в общем контексте искусства страны стало явлением заметным и самобытным. Его специфику определило не только национальное содержание, но и оптимистический настрой произведений, обеспеченный искренней добротой, открытой непосредственностью образов и яркой насыщенностью колорита.
Именно эти качества определили то неповторимое своеобразие, которое позволило еще в середине прошлого века появиться термину «башкирская школа» в отечественном искусствознании. На протяжении нескольких десятилетий развивавшееся, как и вся изобразительная культура России социалистического периода, в пределах одной лишь традиционно-реалистической стилистики, башкирское искусство 1960-1970-х годов сумело представить зрителю великолепные по исполнительскому мастерству и глубоко индивидуальные по изобразительной структуре произведения. Многообразные в жанровом и видовом отношении, они очерчены определенным кругом тематики: природа, быт и люди, участие Башкирии в социально-политической жизни страны.
На рубеже XX-XXI веков молодое поколение художников привнесло в башкирское искусство иное видение мира, более широкую проблематику и новые художественные взгляды. В произведениях все настойчивее стали звучать философские размышления о мире, о человеке и человечестве, отражающие мировоззренческие позиции авторов. В новых исторических условиях свобода творчества обрела значение основной тенденции в мироощущении художников. Изобразительное искусство республики 90-х годов отмечено активными поисками нового содержания и соответствующего ему художественного языка. Процесс этот, захвативший все регионы России, во многом определяет и характер сегодняшнего искусства Башкортостана. Республиканские выставки примечательны многообразием художественных направлений. В них отражаются как искания молодых авторов, так и попытки осмыслить происходящее художников старшего поколения, что выражается в появлении работ качественно нового уровня.
Александр Бурзянцев «Над белой», 1984 г.
Адия Ситдикова «Аромат мёда», 1976 г.
Фёдор Кащеев «Башкирский кумыс», 1966 г.
Одним из наиболее распространенных формообразующих приемов в этих поисках стала стилизация. Лежащий в основе многих живописных и графических работ, способных в своей художественной ценности конкурировать с лучшими образцами традиционного реалистичного искусства, принцип стилизации формы вкупе с находками новых пространственных решений породил целый ряд художественных направлений.
Основой творчества многих современных башкирских мастеров послужило сохранение качеств, доставшихся в наследство от традиционной народной культуры, и художественный опыт русского авангарда первой волны. Именно так в башкирской живописи в 1990-х годах появилось, а к 2000-м заняло устойчивые позиции направление неопримитивизма, давшее немало интересных и искренних в своем искусстве художников.
Попытки по-новому использовать декоративные качества колорита, которыми характеризовалась реалистическая живопись предыдущих десятилетий, в творчестве отдельных современных авторов обернулись появлением экспрессивных по цвету полуабстрактных композиций, в которых часто используются элементы башкирского национального орнамента. Эти тенденции в равной степени коснулись и живописи, и акварели, и художественного текстиля.
В пластическом искусстве устойчивые позиции по-прежнему занимает портрет, но стремление шире отразить предметный и живой мир помогло башкирским скульпторам мастерски освоить и анималистический жанр.
Не все, что появлялось в культуре Центральной России и ее регионов на рубеже XX-XXI веков, в сложный для страны исторический период, получило развитие в искусстве Башкортостана. Нахлынувшие широкой волной произведения, исключающие важность рисунка как основы, случайные композиции, лишенные цветовой гармонии, наконец, игнорирующие вообще какое-либо содержание или художественный образ и, построенные на одном стремлении к эпатажности, уже с начала 1990-х годов начали заполнять российские выставочные залы. Как отдельные опыты подобные работы имели место и в творчестве некоторых башкирских художников, однако довольно скоро исчезли с республиканских выставок. К началу XXI века художники Башкортостана подошли с отчетливо оформившимся стремлением осознания собственного места в мировом пространстве, разумно перенеся акценты в искусстве с поиска оригинального изобразительного языка на содержание произведения и эмоциональный характер образов, а в качестве главных приоритетов выбрав художественную значимость произведения и профессиональные достоинства.
Сегодня башкирское изобразительное искусство представляет собой достаточно развитую систему художественных направлений, основанную на традициях, оставленных в наследие реализмом и русским авангардом начала XX века и народным творчеством. Лишь небольшая часть его ориентирована на опыт западноевропейских мастеров XX века. Однако в единстве с эстетикой национальной культуры, так или иначе проявляющейся в творчестве башкирских художников, обращение к изобразительному языку европейского искусства не вызывает ассоциаций с какими-либо определенными образцами.
Автор: искусствовед-эксперт,
заслуженный деятель искусств РБ Ирина Оськина
Источник