Меню

Логопедическое занятие перелетные птицы осенью

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
pereletnye_ptitsy.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Перелётные птицы»

  1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
  2. Расширение словарного запаса по лексической теме,
  3. Совершенствование грамматического строя речи:
  1. Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)
  2. Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).
  3. Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)
  4. Развитие функции словообразования:(бескрылый, бесногий, бесклювый, хвостатый. глазастый)
  5. Образование сложных слов. (остроклювый, длинноногий)
  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.
  4. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
  5. Воспитание любви к животному миру.
  6. Вызвать интерес к занятиям.

Пособия и материалы : изображение перелетных птиц, игрушка скворец, осенние листья.

Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Ребята, сейчас у нас какое время года? ( Осень ) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? ( ответы детей ) Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? ( Перелетные ) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? ( перелетные )

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей — перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

Во дворце певец

Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать . Чем покрыто тело птиц? ( Оно покрыто перьями )

У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь — белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.

Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Игра «Скажи наоборот».

Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.

Игра «Назови одним словом».

У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Настало время выполнить упражнения для наших ручек. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем считать птиц.

Игра «Сосчитай птиц»

Одна ласточка, две ласточки; одна утка, две утки, пять уток; одна утка, две утки, пять уток; одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; один гусь, два гуся, пять гусей; одно гнездо, два гнезда, пять гнезд;.

Молодцы. Отлично справились с заданием. А сейчас пришло время размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережком,

«идут» двумя пальчиками по столу,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

загибают безымянный палец; большой палец

И среднего, и меньшого,

загибают средний палец; мизинец

И самого любимого

загибают указательный палец

Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец — соловей)

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Соловей — это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище — гнездо.

Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.

Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви.

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И».

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных .

ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные:- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;- согласование числительных.

Закрепить знания детей о зимующих птицах, активизировать словарь детей.

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П.

Источник

Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Оксана Рябченко
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.

закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

1. учить образовывать сложные прилагательные

2. согласовывать существительные в творительном падеже

3. формировать фразовую речь

4. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах

5. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие

6. развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

1. воспитывать бережное отношение к птицам

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях

3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: перелетные птицы, насекомоядные, вереница, стаи, грач, соловей, ласточка, аист, скворец, трясогузка, зарянка, длинноногий, длиннохвостый.

Оборудование: презентация «Перелетные птицы». Предметные картинки перелетных птиц, шапочки-маски птиц, цветные карандаши, перелетные птицы для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Логопед: — Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.

Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду)

Логопед: — Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний парк.

Логопед: — На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком)

Барабанит в стекла.

От воды размокла

Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети хлопают в ладоши

Дети хлопают по коленкам

Дети топают на месте

Дети «надевают сапожки на ноги»

Дети ходят на месте

Дети высоко поднимают колени

Дети перешагивают через лужи

Логопед: — Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите,как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь –березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.

Логопед: — Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц). Ой, смотрите, одна птичка к нам в гости прилетела. Это грач. Я вам сейчас расскажу сказку об этой птице.

Дыхательное упражнение «Грач»

— Сел как-то грач на забор и решил развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно его пение, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кра!» 5-6 раз)

— Грач так громко кричал, что охрип. И стал петь свою песню беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз).

Логопед: — Ребята, смотрите, наша птичка улетела.

Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели

Дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз

Логопед: — Ребята, а вы хотите узнать, какие птицы живут в этом парке? (да) Тогда отгадайте загадки (презентация)

Дети отгадывают загадки и вешают на дерево перелетных птиц.

Логопед: — Молодцы, ребята, вы отгадали всех птиц. Дети, а какие это птицы? (перелетные)

— Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)

— А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

— А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей,но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы.В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Логопед: — Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на экран и расскажем о наших перелетных птицах. Показ презентации «Перелетные птицы».

Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом.

Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв.). Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями)

Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков)

Скворец. — А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок)

Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами)

Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц)

Логопед: — Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц. Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

На деревья сели.

Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….

Импровизация движений по тексту

Логопед: — Молодцы, ребята. Хорошо знаете перелетных птиц.А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.

Аист. – Ребята, скажите, как называется эта перелетная птица? (аист) У аиста длинные или короткие ноги? (длинные). А если, у аиста длинные ноги, то, как мы его назовем? Аист (какой) – длинноногий. А если длинные крылья? (длиннокрылым). Чем питаются аисты? (питаются лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых).

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Логопед: — Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я вам расскажу о других перелетных птицах (рассказ логопеда)

Трясогузка — у этой птицы длинный, прямо обрезанный хвост. Два средних пера немного длиннее боковых. Большинство трясогузок держится возле воды небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах.

Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом.

Зарянка — птица из семейства мухоловковых.

Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет. У этой птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы.

Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды, а зимой охотно прилетают к кормушкам, где клюют мягкие корма.

Зяблик — Певчая птица семейства вьюрковых.

В среднем зяблик живет 1,5 года. Размером с воробья, длина тела составляет около 14 см. Вес зяблика составляет 15-40 грамм. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.

Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.

Логопед: — Ребята, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что пальчики – это перелетные птицы (дети надевают на указательный палец птиц)

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Логопед: — Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия перелетных птиц. Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Перелетным птицам нужно подкрепиться. Давайте мы их накормим. Возьмите лист бумаги с изображением перелетной птицы и нарисуйте, чем она питается (дети берут цветные карандаши и под каждой птицей рисуют корм).

Логопед: — Ребята, а теперь расскажите, какая у вас перелетная птица и чем вы ее угостите.

— У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

— У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Логопед: — Молодцы, ребята. Наши перелетные птицы подкрепились и теперь они могут улетать в теплые края.

Итог занятия.

— Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем парке)

— О ком мы беседовали? перелетных птицах)

— О каких новых перелетных птицах вы узнали? (зарянка, зяблик, трясогузка)

— Как перелетные птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? (в полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.)

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Конспект занятия в старшей группе «Птицы» Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы» Программное содержание: Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром у детей в средней группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром у детей в средней группе на тему: «Перелетные и.

Источник

Читайте также:  Морфологический разбор имени прилагательного глубокой осенью
Adblock
detector