Не слышно птиц осенью

Орнитолог объяснил весеннее молчание птиц в Москве: почему не поют

Горожане начали недоумевать

В Москве начался апрель, и люди обратили внимание на отсутствие пения птиц. Об этом пишут в соцсетях: «Солнечный день, но птиц не видно и не слышно — какая-то жуткая картинка. Ведь в марте всегда щебетание птиц, суета воробьев и синиц, на проводах и около метро полно птиц, а сейчас даже карканья ворон не слышно. Город весной — мертвый! Что случилось?». Это вопрос мы переадресовали специалисту-орнитологу.

Фото: Елена Минашкина

У москвичей давно выработался понятный народный календарь: в марте птицы поют и всячески радуются жизни – а в конце мая уже можно увидеть первых птенцов (хотя бы утят).

В разговоре с корреспондентом «МК» орнитолог, кандидат биологических наук Евгений Коблик отметил, что в этом году весна действительно немного задержалась – но не настолько, чтобы делать далеко идущие печальные выводы:

– Прилет многих птиц связан со сходом снега: когда открывается земля, они могут кормиться. Соответственно, пока лежит снег, они не прилетят в наши края – разведчики им сообщат, что еще рано. Сегодня 2 апреля, и пожалуйста, погода совсем не весенняя. Это может влиять на ситуацию. Однако я бы сказал, что в целом картина не очень отличается от обычной. Все, кто должен прилетать к началу апреля, уже прилетели, даже журавли – и чибисы, и зяблики, и грачи… И песни слышны: синицы вообще поют с декабря, а зябликов я слышал в прошлые выходные. Так что всё нормально. Просто есть люди, которым всегда кажется, что сегодня хуже, чем вчера – нужно сделать на них скидку.

Читайте также:  Осенние комплекты для детей

Ранее специалисты сошлись во мнении, что пандемия и связанные с ней ограничения были очень удачными для птиц – прошлой весной, когда все москвичи сидели по домам, птицы могли спокойно вывести птенцов. Потомства получилось больше, чем обычно, и они улетели на зимовку. Рассуждать о том, может ли повториться эта ситуация в 2021 году, пока рано. Ещё никто, кроме ворон, не гнездится – да и город не может пообещать такой же тишины, как в прошлом году.

Международный день птиц отмечали в Москве 1 апреля. Как ранее отмечала в СМИ орнитолог Мария Рахчеева, сейчас в Москве уже достаточно зябликов. Скоро появятся первые овсянки, скворцы и жаворонки — вернётся основная масса перелетных видов.

«Сначала возвращаются те, кто питается зернами и плодами, в том числе и теми, которые остались с прошлого года. К таким как раз и относятся зяблики, поэтому их мы видим первыми. Следующим этапом будет прилет насекомоядных — скоро начнут просыпаться насекомые. Одними из последних прилетят мухоловки и стрижи», — цитируют СМИ слова Рахчеевой.

Орнитолог подчеркнула, что на улицах Москвы можно встретить птиц, занесенных в Красную книгу — например, длиннохвостую синицу. Или утки-мандаринки встречаются на прудах вдоль Яузы. В Главном ботаническом саду РАН можно встретить четыре вида сов: ушастую сову, воробьиного сыча, длиннохвостую неясыть и серую неясыть. Строгинский затон — очень популярное место, там можно увидеть ласточек-береговушек, зимородка, беркута. В лесопарке «Кусково» интересно наблюдать за чомгой. Соловьи и дрозды также слышны в тех районах Москвы, где достаточно зелени. На водоемах встречаются озерные чайки.

По итогам 2020 года специалисты Департамента природопользования провели более 200 учетов объектов животного мира и насчитали на природных территориях более 40 видов птиц, занесенных в Красную книгу Москвы.

Источник

Не слышно птиц осенью

Осенние певцы (Семаго Л.)

Л. Семаго, кандидат биологических наук

Зачастили настоящие осенние дожди. Одинаково сиротливо стало в белорусских сырых ельниках и позолоченных дубравах российского черноземья, мещерских лесах и левадах степных речушек. Но стоило еще неостывшему ветру согнать с неба остатки тяжелых туч и выпустить вместо них на синий простор легкие облака — вестники хорошей погоды, как вновь природа одарила нас прелестью закатов, пестротой осенних цветов, последними птичьими песнями.

Но певцов в эту пору немного — одни уже где-то в пути на зимовку, другие еще не покинули родину, но словно бы дали обет молчания до будущей весны. А те, кому никуда не улетать, воспринимают приход бабьего лета без видимого восторга, как нечто обычное. Они не считают возврат тепла поворотом времени вспять, не путают сентябрь с апрелем, потому что дни становятся все короче. Однако и среди домоседов, и среди тех, кто вот-вот оставит родные места, непременно находятся птицы, которые не могут оставаться безучастными зрителями на роскошном карнавале золотой осени. Правда, нет в их пении ни весенней громкости, ни того певческого азарта, который может довести самых заядлых «исполнителей» буквально до изнеможения. Поют они вполголоса, и даже слабый шелест кленового листопада может заглушить нежную трель. Но это самые настоящие песни, а не свист, которым скликают своих.


Варакушка Фото Э. Головановой

Тише всех поет осенью варакушка. Эта милая пересмешница, близкая родственница соловья, с прилета и до середины лета посвящает пению почти круглые сутки. Да чтобы погромче, да чтобы у всех на виду! А сейчас, прощаясь с родиной, она «мурлыкает» поутру простые мотивчики, не раскрывая клюва и спрятавшись от постороннего взгляда. Если весной, заходясь в песенном азарте, она поднимает хвостик и открывает чисто-белый испод «звезды», видный даже безлунной ночью, то осенью лишь чуть трепещут перышки на голубом, слегка подернутом легкой сединой горлышке, да едва вздрагивает двухцветный хвостик. Издалека только по этому трепетанию и можно догадаться, что птица поет. Но настолько велика у нее. тяга к пересмешничеству, что и в это еле слышное щебетание вплетает она чудные звуки и голоса: неторопливый счет пеночки-кузнечика, щеглиный разговор, перезвон синиц.


Юла у гнезда Фото Я. Пастера

И другим солистам поется только по утрам. Как таинственно, например, звучали летними ночами песни юл — лесных жаворонков над безмолвными борами! Их музыкальные переливы обладали прямо-таки колдовской силой. А сейчас юлы, собравшись вместе, лишь только проглянет солнышко в утреннем тумане, как на распевке, выводят мягкие и ласково-грустноватые коленца. Звуки эти трогают в душе уже иные струны, вызывая в ней Спокойное умиротворение. А днем в родную стаю вернется юла, которой не было на утреннем концерте. Ну а если бы была — доставила слушателю больше удовольствия и радости, нежели весь хор ее соплеменниц. Это особый талант. Такие всегда поют в одиночестве, словно не желая делиться своим мастерством и настроением даже с близкими. И песня у них полная, апрельская. И манера исполнения — весенняя. Летает птица кругами, не набирая большой высоты, и то близко, то в отдалении звучит ее мягкий напев. Когда певунья далеко, кажется, что каждое колено ее песни отделено от следующего короткой паузой, но подлетит поближе, и слышно — пауз нет, а за громким, чисто юлиным коленцем вроде синица тихонько посвистывает или щебечет какая-то другая из здешних птиц. Послушаешь певунью, прикрыв глаза, и в памяти воскреснут картины пробуждения природы: половодье, первые цветы, зеленая дымка лесов.


Пеночка-трещотка. Фото М. Штейнбаха

Есть среди лесных певцов и такие, чьи осенние песни не отличаются на слух от весенних, но по своему звучанию и ладу больше гармонируют с покоем готовящихся к зиме дубрав, нежели с майским буйством жизни. Короткая трель пеночки-веснички в посветлевшем березняке встречает грибника утром, как простенькая песенка ребенка, уверенного, что его никто не слышит. Этот несложный мотивчик терялся в лесном многоголосье в те дни, когда березы одевались свежей зеленью. А когда кроны их запестрели багрянцем и золотом, готовясь к листопаду, песенка зазвучала без помех. Правда, пробежит по вершинам деревьев ветер, сбивая листья, и смолкнет испуганно птичий голос — потускнеет обаяние приветливого утра. После этого жди не жди, и не пискнет робкая певунья. Если уж очень захочется услышать ее вновь, приходи сюда завтра.


Гнездо коноплянки в можжевельнике. Фото М. Штейнбаха

А на Украине и в степной России за любым селом, у любой станицы, на пустырях возле больших городов поют хохлатые жаворонки, или, как их еще называют, жаворонки-соседки. Им никуда не улетать, и поют они там, где родились и где зимуют из года в год. Может быть, поэтому в отличие от перелетных пеночек, варакушек и лесных их сородичей — юл жаворонки-соседки поют днем. Стоя на придорожном столбике, камне, пне, кочке или другом возвышении, свистит и щебечет хохлатый жаворонок, то повышая голос, то создавая иллюзию звуков. Будто тихонько звенит над степью сам воздух. Этой певчей птице не в тягость пережидать любое осеннее ненастье. Она и журавлей проводит, и со скворцами расстанется, и северян зимняков и чечеток встретит. Улетят многие птицы, а хохлатый жаворонок еще не раз споет нам.


Сойка. Фото Б. Нечаева

Когда же угаснут краски лесного карнавала, наступает унылое предзимье — не на чем взгляд остановить, ворон и тот без нужды не каркнет. Какие уж тут песни? Но именно в это время нет-нет да и обрадует нас переливчатая песенка реполова или коноплянки. Под ее напев может возникнуть смутная надежда на чудо: вот-вот птица расколдует мрачную стихию, раздвинутся тучи, открывая мир еще теплым солнечным лучам. И бывало такое: поднималась, редела, а потом и вовсе исчезала с пасмурного неба серая пелена. Сверкали на зеленой хвое сосен капли недавнего дождя, приоткрывался последний цветок одуванчика. Казалось, что зальется реполов от обилия солнца по-весеннему, а он, наоборот, спев свою песенку, срывался с макушки клена или тополя и улетал к своим, в стаю.


Зарянка. Фото М. Штейнбаха

У многих любителей природы, даже самых бескорыстных, есть неодолимое желание унести из осеннего леса кусочек его красоты: желтый лист, причудливый сучок, камешек. А вот осеннюю птичью песенку с собой не возьмешь, ее можно сохранить только в памяти и потеплевшей душе.

Источник

Конспект НОД «Птицы осенью»

Олеся Герасименко
Конспект НОД «Птицы осенью»

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров., различать особенности поведения птиц.

развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Интеграция образовательных областей:

социально- коммуникативное развитие

Методы и приёмы.

словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»

практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц

активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.

обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.

Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.

собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

Громко с самого утра:

Всех торопит (Воробей)

Воспитатель: правильно ребята это воробей.

Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм.Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив».В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.

Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.

-Чем покрыто тело воробья?

-Какой у него клюв?

-Как кричит воробей?

— Где легче найти корм воробью?

-Воробей зимующая птица?

Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку

Особа всем известная,

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке

Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

— Ребята что вы запомнили о вороне?

-Чем она питается?

-Какого цвета у неё перьевой покров?

— Какой у вороны клюв?

-Чем отличается ворона от воробья?

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону,и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

И зимой ей не сидится:

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.

Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».

Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?

-Какого у неё цвета грудка?

-Какой у неё клюв?

-Где живёт синица?

— Почему её так назвали?

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь)

Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом.И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.

— Какого цвета у снегиря грудка?

— Чем питается снегирь?

— В какое время года прилетает снегирь?

-На что похож свист снегирей?

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.

-Ребята, какой у этой птицы клюв?

— Чем он питается?

-Чем покрыто тело воробья?

— Чем отличаются птицы друг от друга?

Д\и «Кого не стало»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.

Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом

Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)

Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки.Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.

Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.

— О каких птицах мы говорили?

— Что нового узнали?

— Что понравилось вам?

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе «Лужи осенью» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия с использованием нетрадиционных приемов рисования. Несколько похожая на кляксографию.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шиповником осенью» Цель: продолжить знакомство детей с лекарственным растением шиповник. Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о растительном.

Конспект прогулки «Наблюдение за бабочкой осенью» Вот и осень вступила в свои права. Все чаще небо хмурится, идет из тучки дождь… Но буквально сегодня погода нас приятно удивила. Солнышко.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником осенью» Цель прогулки: Уточнить у детей названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья,цветки,корни). Побуждать к сравнительным.

Конспект прогулки «Наблюдение за ивой осенью» .

Конспект прогулки «Наблюдение за листьями клена осенью» ] Цель прогулки: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; закреплять представления.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» .

Конспект прогулки «Наблюдение за растениями осенью» Цель прогулки: Уточнить представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются. Развивать наблюдательность,умение делать.

Конспект прогулки «Наблюдение за тополем осенью» Цель прогулки: Знакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель). Воспитывать.

Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью» Тема: «Перелетные птицы» Сроки: 1-я неделя ноября. Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края» Задачи: Дать.

Источник

Оцените статью