Меню

Осенью день короче схема

Работа со схемами предложений

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)

— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.55 (с. 39). (Работа в парах. Коллективная проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (Работа в парах по карточкам.)

— Соедините линией каждое предложение с его схемой, рас­ставьте знаки препинания.

Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.

Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.

По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].

не поддавалась холоду.

Снег выпадал но скоро таял. О, но О.

Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].

— Как отличить сложные предложения от простых предложе­ний с однородными членами?

— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с одно­родными членами?

— Всегда ли ставится запятая между частями сложного пред­ложения?

Источник

Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Скачать:

Вложение Размер
znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii_4_klass.docx 35.32 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Учитель: Хохлова Инна Валентиновна

Дата проведения: 25 сентября 2014 г.

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока : изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.

Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

  • Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами,
  • Закрепить знания о роли союзов и, а, но в предложениях;
  • Развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
  • Формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Создать условия для успешного закрепления изученного материала.
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру умственного труда и аккуратность.

— писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

— знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

— знать и находить грамматическую основу предложения;

— определять тип предложений, составлять схемы;

— выделять однородные члены, устанавливать связь между ними;

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

— построение логической цепи рассуждений, доказательство

— развивать умение слушать и понимать других

— высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

— умение работать в паре и группе;

— уметь читать вслух и про себя учебные тексты, делать выводы

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

— самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

— учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

— под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы в соответствии с задачами урока.

Межпредметные связи : окружающий мир и литературное чтение

  • Учебник В.П. Канакина « Русский язык» 4 класс
  • Рабочая программа
  • Поурочные разработки по русскому языку Иэд.«ВАКО» 2014 г.
  • Интерактивная доска
  • Карточки для работы в парах и группах

Технологическая карта урока «Знаки препинания в сложном предложении»

Содержание учебного материала

Организация направленного внимания

Проверка готовности к уроку

— Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Открывается запись на доске:

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный (слайд1)
— Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
— Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске

— Сможете стать такими?

Настроить детей на работу

Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Уметь высказывать своё мнение.

2. . Орфогра-фическая минутка

орфографическую зоркость; актуализация знаний.

— Что объединяет слова? (это слова из словаря, часть речи существительное, состоят из трёх слогов, называют профессии)

— Запишите, соблюдая правила каллиграфии, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно помнить.

— Какое слово можно назвать лишним и почему? (хлебороб –слово состоит из двух корней; директор – ударение падает на второй слог, а в остальных словах на третий) Разберите слово хлебороб по составу, составьте схему звукового анализа

[х л , э б а р о п]

Создать условия для повторения пройденого материала, Включить учащихся в обсуждение вопросов . Организо-вать самос-тоятельную работу.

Работать с информацией. Участвовать в обсуждении вопросов, Приме-нять правила, аргументировать ответ. Контролировать правильность выполнения заданий.

Развивать умение, опираясь на полученные знания самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой цель и задачу, составлять план действий, развивать умение четко и ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

— Прочитайте и сравните два предложения. (слайд 3) Солнце встало и осветило поляну. Солнце встало и поляна озарилась светом . – Чем похожи предложения? (повествовательные, распространённые, содержится одна и та же мысль) — Чем отличаются? (первое предложение простое; в нём одна грамматическая основа; есть однородные сказуемые, они связаны союзом –И-. Второе предложение сложное, в нём две грамматические основы, состоит из двух частей, части предложения связаны союзом –И-) – А как вы думаете нужно ли отделять части сложного предложения друг от друга? Почему? (оно состоит из двух простых, в каждой части содержится своя мысль) — С помощью чего мы сможем это сделать? (с помощью запятой) Давайте исправим ошибку, поставим запятую. — Сформулируйте цель нашего урока (научиться различать сложные предложения и простые с однородными членами, правильно ставить запятые) Составьте схему первого предложения, второго (один ученик работает у доски) [ ─ ═ и ═]. [ ─ ═], и [ ─ ═]. — Кто верно составил схемы? Отметьте свою работу, поставьте плюсик на полях — Предположите, какие виды работ мы будем выполнять на уроке, чтобы решить поставленную задачу? Давайте составим план (записывать и сравнивать предложения; составлять к ним схемы; выделять грамматическую основу; находить однородные члены; определять, сколько частей в предложении; устанавливать связь между частями предложения, связь между однородными членами; делать выводы)

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Постановка учебной задачи.

Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, составлять план урока.

Регулятив-ный, познава-тельный коммуника-тивный,

3. Работа над новым материа-лом

4. Работа по учебнику

Воспроизводить знания уч-ся коммуникативным взаимодействием, учитывать позицию собеседника. Первичная проверка понимания Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений.

-Какое сейчас время года. Назовите три осенних месяца. Какие приметы осени знаете?

— Выполните задание, работая в парах — Прочитайте текст на карточке. Шагает по лесу осень, шуршит листом на тропинках. Наступает пора затяжных дождей, скоро придут и первые морозы. Листья на деревьях пожелтели, побурели, а сердитый ветер кружит их по воздуху. Грустит осенний лес, но скоро он станет иным. Посветлеет лес, оденется в снежный убор, и волшебница зима будет петь ему колыбельные песни

— На какие две группы можно разделить предложения данного текста? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения).

— Прочитайте простые предложения. Докажите. — Прочитайте сложные предложения. Докажите

Проверка на экране (слайд 4)

Откройте учебник на стр. 38, упр.53 — Прочитайте задание. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях? Объясните, почему в одних предложениях запятая нужна, а в других нет — Запишите эти предложения правильно.

— Из какого произведения встретился отрывок? («Сказка о царе Салтане..» А.С.Пушкин)

Контроль, коррекция, организация работы в парах, самостоятельной работы.

Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

Работа в парах Коммуника-тивный, познава-тельный, межпред-метный

Один олень в осенний день

Отлично отдыхал. У озера в осиннике

Резвился и скакал.

А мимо ослик проходил,

Он тоже отдыхать любил,

Но очень занят был.

Сказал он, глядя на оленя:

«Я подожду до воскресенья».

Развитие бережного отношения к своему здоровью

6. Работа со схемами предложе-ний

Работа в группах — А сейчас мы с вами поработаем в группах. – Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы. Наступила поздняя осень, дни стали короче. Уже улетели ласточки, скворцы и грачи. Лес поредел и приготовился к зимнему сну. Снег выпадал, но скоро таял. Зима приближалась, а природа ждала её прихода.

Проверка на экране (слайд 5) — Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении однородные члены (с помощью интонации, союзов и,а,но) — А как могут быть связаны части сложного предложения? (с помощью интонации, союзов и,а,но)

— Скажите, какие средства художественной выразительности встретились в этом тексте?

Контроль, коррекция, организация работы в группах.

Согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном

Работа в группах. Коммуника-тивный, познава-тельный,

7. Работа в парах по карточке.

Работа по учебнику.

Обобщение и систематизация знаний. Развивать навыки самоконтроля, умение применять знания, полученные на уроке

— Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении»

1 ) Найди и подчеркни…………..

2) Определи количество……….

(частей в предложении)

3) Обрати внимание на (союз), который связывает части сложного предложения.

4) На границе частей сложного предложения ………..

(поставь запятую) — Что у вас получилось?

Проверка на экране(слайд 6)

Стр.38, упр.54 — Прочитайте предложения. Объясните, какие буквы пропущены в словах. – Прочитайте предложения с однородными членами. В каких предложениях нужно поставить запятую, почему? Прочитайте сложные предложения. В каких поставите запятую, почему? Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Слабые ученики выписывают три предложения по собственному выбору. Сильные ученики выполняют задание, обозначенное знаком «Задание повышенной сложности»: выписывают сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Ставят, где нужно, запятые Проверка. Один ученик читает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй – простые. Самооценка.

Контроль, коррекция, организация самостоя-тельной работы.

Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном, самоконтроль.

Работа в парах Коммуникативный

8. РефлексияТест для всего класса.

Совершенствование умений отличать простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.

— Давайте проверим, а сможете ли вы на слух определить вид предложения. Я буду читать предложения, а вы попробуйте построить к ним схемы. (один ученик работает у обратной стороны доски)

Улетают журавли, плывут по небу низкие осенние облака. Притихли омытые осенним дождем поля, леса, дубравы. Последние цветы кивают головками и издают приятный запах. Листья на деревьях уже пожелтели, но осень не вступила ещё в полную силу. – Проверим работу, есть ли замечания к ученику, который строил схемы у доски?

Проверка на экране.(слайд 7)

Кто в этой работе не допустил ошибок? Сделайте отметку на полях.

— Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения

Умение выполнять задание в соответствии с целью Самоконтроль

Развивать умение оценивать, анализировать свою работу.

— Подведём итоги урока. — Назовите тему урока.

— Назовите цель урока.

— Достигли мы цели урока?

— Какие открытия были нами сделаны?

— Что было для вас трудным? Почему?

— Что бы вы ещё хотели узнать?

— Оцените свою работу (светофор) Зелёный –знаю и умею, жёлтый – есть сомнения, красный – мне трудно.

— Спасибо вам за урок, ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями!

Анализиру-ет резуль-таты рабо-ты, выявля-ет причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельнос-ти. Создание положительной мотивации к обучению

Уметь оценивать свою работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше

10. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен по технологии проблемного обучения. В обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах — индивидуальной, групп.

конспект урока по русскому языку по теме «Знаки препинания в конце предложения».

Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование.

Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование.

В Презентации отлично подобран материал по теме.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав.

Урок содержит материал для закрепления темы «Предложения&quot.

Источник

Читайте также:  Как сеять свеклу осенью
Adblock
detector