Меню

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются средство выразительности

Изобразительно-­выразительные
средства языка

(На примере художественных текстов XIX века)

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».

Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка

II. Какой троп использован?

1. В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;

3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

А. ирония; В. синекдоха;
Б. олицетворение; Г. метонимия.

III. Определите вид эпитета:

А. постоянный; В. эмоциональный;
Б. изобразительный; Г. метафорический.

1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)

2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)

3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)

4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?

1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?

Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…

4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?

Где стол был яств, там гроб стоит…

5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.

А. Анафора; Г. инверсия;
Б. антитеза; Д. градация.
В. умолчание;

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Читайте также:  Этика как наука существует с осени 1901

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

I. 1. В, 2. А, 3. Г, 4. Д, 5. Б.

II. 1. Б, 2. Г, 3. А, 4. Г, 5. В.

III. 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Б.

IV. 1. В, 2. Д, 3. Б, 4. А, 5. Г.

V. 1. Г, 2. А, 3. Д, 4. Б, 5. В.

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

II. Какой троп использован:

1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?

Стекло стрекоз сновало по щекам.

А. Синекдоха; Г. развернутая метафора;
Б. метафора; Д. сравнение.
В. метонимия;

«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:

1. предмет сравнения;

2. образ сравнения;

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

V. Какой синтаксический прием

1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?

Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;

4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?

Мы любим все – и жар холодных чисел…;

5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

А. Оксюморон; Г. градация;
Б. парцелляция; Д. эллипсис.
В. эпифора;

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?

Читайте также:  Баста осень кто поет припев девушка

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.

I. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.

II. 1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.

III. Признак сходства.

IV. 1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.

V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.

Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.

Источник

Изобразительно-выразительные средства

Анафораупотребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Например: ср.

1) гнездо птицыпрямое значение. «Дворянское гнездо»переносное значение – человеческое общество.

2) Крыло самолета(ср. прям. знач. – крыло птицы).

3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы. (Горький)

Метонимия употребления названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (перенос по смежности).

Связь может быть

1) Между предметом и материалом, из которого сделан предмет.

Не то на серебре, на золоте едал.(Грибоедов)

2) Между содержимым и содержащим.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (Крылов)

3) Между действием и орудием этого действия.

Перо его местию дышит.(А. К. Толстой)

4) Между автором и его произведением.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А. С. Пушкин)

5) Между местом и людьми, находящимися на этом месте.

Но тих был наш бивак открытый.(Лермонтов)

Синекдохаперенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного соотношения между ними: употребление названия целого вместо названия части:

Начальство осталось довольно(вместо начальник) и наоборот: взыскательный покупатель (вместо покупатели). Во двор въехала машина (вместо автомобиль).

Синекдоха может быть основана на употреблении

1) части вместо целого.

Все флаги в гости будут к нам. (А. С.Пушкин) – в значении «корабли».

2) родового названия вместо видового:

Ну, что ж, садись, светило. (В. В. Маяковский) – вместо солнце.

3) видового названия вместо родового:

Пуще всего береги копейку. (Гоголь) –в значении «деньги».

4) единственного числа вместо множественного числа:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М. Ю. Лермонтов)

5) множественного числа вместо единственного числа.

Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)

Антономазия замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.

1) Геркулес (о сильном человеке). 2) Настоящий Крез (о богатом человеке).

Каламбуригра слов. Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов (омонимии).

1) Шел дождь и два студента.

2) Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.(А. С. Пушкин)

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном

буквальному, с целью насмешки. Например: Отколе, умная, бредешь ты голова?

Гиперболапреувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

1) В сто сорок солнц закат пылал.(В. В. Маяковский)

Литотапреуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.(Н. Некрасов)

Эпитетхудожественное, образное определение.

Веселый ветер; мертвая тишина; седая старина; черная тоска. Мороз-воевода; бродяга-ветер; старик океан; гордо веет Буревестинк.

Читайте также:  Сочинение описание осени как писать

Антитезарезкое противопоставление понятий, образов.

1) Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)

2) Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. С. Пушкин)

Анафораповторение одного и того же слова (словосочетания) в начале каждого предложения.

Анафора звуковая. Грозой снесенные мосты

Гроба с размытого кладбища. (А. С. Пушкин)

Анафора морфемная. Черноглазую девицу,

Черногривого коня(М. Ю. Лермонтов)

Анафора лексическая. Не напрасно дули ветры.

Не напрасно шла гроза.(С. Есенин)

Эпифораповторение одного и того слова (словосочетания) в конце каждого предложения.

1) Мне бы хотелось знать, от чего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?(Н. В. Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.(А. Блок

Синтаксический параллелизм (анафора синтаксическая)повторение одних и тех же синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам. (А. С. Пушкин)

Градация(от латинского усиление). Расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

1) Реки, моря, океаны слез.

2) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков)

3) Не жалею, не зову, не плачу.(С. Есенин)

1) Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагом:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц)

Парцелляциярасчленение предложения на две части с целью эмоционального выделения второй части предложения. Например:

Все зависит от того, как относиться к жизни в свои 12-13 лет: чувствовать себя маленьким, ничего не знающим, посторонним во многих делах? Или с размаху кидаться куда, где нужна твоя помощь?

Эллипсиспропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Мы села(превратим) в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.(Жуковский)

Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

Сравнения выражаются различными способами:

1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (Сурков);

3) сравнительным оборотом: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов);

4) с помощью слов подобный, похожий и др.: Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).

Риторический вопрос – это художественный прием, состоящий в том, что вопрос ставится не целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя (слушателя) к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (Пушкин).

Риторическое обращение – художественный прием, состоящий в подчеркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин); Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (Пушкин).

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 1890 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector