Меню

Осенью лес молчит прислушайся какая

изложение. помогите найти изложени!! начинается так , осенью лес молчит.

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота» . В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
— Зачем?
— А просто так.. .
Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

Источник

Ответы на 3 задание
тест по русскому языку (9 класс) по теме

ответы на текстовое задание №3 по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
otvety_na_3_zadanie.docx 14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для подготовки к ГИА. Тест №1

Прочитайте текст и выполните задания

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червяками кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

А1 Почему парень понял, что встреча с автором не сулит ничего хорошего?

  1. у парня была двустволка
  2. у парня было много патронов
  3. автор видел, как парень убил дятла +
  4. автор молчал

А3 Как автор назвал дятла?

  1. санитар леса
  2. музыкант +
  3. костяной молоточек
  4. работник леса

А5 Какое значение имеет слово «работа» в предложении 12?

  1. занятие, труд, деятельность +
  2. служба, занятие как источник заработка
  3. производственная деятельность по созданию чего-либо
  4. продукт труда, готовое изделие

В1. Замените слово «не сулит» из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите ( не предвещает_)________________________________________

В2. Из предложений 1-3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне:

Из предложений 11-15 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне:

Из предложений 17-19 выпишите слово(а) с непроизносимой согласной в корне

В3 Из предложений 1-10 выпишите слово, написание приставки в котором определяется значением приближения, присоединения:

Из предложений 8-16 выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) зависит от качества последующего согласного:

Напишите сочинение на тему «Роль вводных слов в предложении»

Источник

Осенью лес молчит прислушайся какая

II Опрос. Тест на повторение изученного

II Новое * 32 с 68 изучение лингвистического материала

*синт разбор предложения

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые.

*морф разбор глагола прилетят

Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, первать рассказ, привести пример, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, превратить в чудовище, приклонить к земле, прекратить разговор, колючая преграда, старинные предания,

* Запись под диктовку: Отец призрел сироту. Не презирай совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори ее. Очень важно суметь претворить свои планы в жизнь. Поезд прибывает вовремя. Во время своего пребывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. Он придавал большое значение умению говорить точно.

* разбор слов по составу:

прибрежный, приморский, пренеприятно, прибежать, примчалась, прилетела, пришедший, прекрасный, преспокойно.

ИГРА: Сейчас я прочитаю стихотворение. Ваша задача назвать приставку ПРЕ или ПРИ, когда я подниму руку.

При или пре, пре или при?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри _

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ непременно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил _ не совсем откусил,

Пригорело – не значит горе.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету,

Кто очень такой с и сякой _

Пре мы напишем об этом.

Дожди неперерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ
там только Пре и ставить надо.

V Обобщение. Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание *32, упр 156, выучить правило

ТЕМА: : Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: : учебник, таблица, тетрадь, справочник.

I Организационный момент.

II Опрос- взаимопроверка домашнего задания

— предупредительный диктант (уч-ся должны объяснить значение приставок)

Пренеприятный разговор, приободрить товарищей, Василиса Премудрая, прескверный характер, преудивительная история, примирить друзей, преподаватель, старинные предания, присутствовать на лекции, прекращать разговор, преследовать оленя.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

III Новое изучение лингвистического материала учебника на с. 71

Запись в «Словарь трудных слов»

Прибыть (приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь)

Приёмник (аппарат для приема сигнала) – преемник (продолжатель дела)

Призреть (приютить) – презирать (не уважать)

Приступить (начать) – преступить (закон)

Притворить (закрыть) – претворить (осуществить)

Придать (добавить) _ предать (предал, выдал)

Приходящий (кто приходит) – преходящее (временное)

Составить предложения с данными словами

1. Упр 158, 159 (устно, по учебнику)

3.Работа по карточкам

4.Синтаксический разбор предложения:

*Ты ничего не потеряла, но все ты вдруг приобрела.

* Только художник на всем чует прекрасного след.

5. Фонетический разбор слова ЧУЕТ

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к прицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится. (В. Шефнер)

Всегда ли можно проверить правописание приставок ПРЕ, ПРИ, опираясь на ее значение?

VI Домашнее задание $32? Упр. 160, выучить слова в рамочках

ТЕМА: Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: учебник, таблица, тетрадь, справочник, карточки

I Организационный момент.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

Проверка домашнего задания (по цепочке)

  • Запись по памяти словарных слов с приставками ПРЕ, ПРИ, написание которых зависит от значения слов.
  • Монологический рассказ «Правописание приставок ПРЕ. ПРИ»

1.Выборочный диктант (пре, при)

(прибежать, прервать, пристроить, неприступный, преодолеть, препятствие, присутствовать, примета, пренебрежительно, прикосновение, беспрекословно, пребогатый, преградить, претихий, предобрый, преспокойно.)

2.Упр. 163 ( по заданию учебника)

3. Диктант «Ледниковый период»

В ледниковый период на Земле в пещерах жили пещерные медведи. Они часто опускались до больших глубин, преодолевали в подземельях различные преграды. Они карабкались по отвесным стенам узких колодцев, проползали по узким коридорам пещер, в которых трудно было даже приподняться. Беспредельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери резвились, взбирались по склонам горок, скатывались вниз.

(задание 1.– выписать слова, строение которых соответствует схемам:

2. сделать морфологический разбор слова преодолевали

дополнительный материал: (Работа с текстом: тип, стиль, языковые средства)

1.Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

V Обобщение. Как определять правописание приставок ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание Упр 165, повторить слова из рамочек учебника

Источник

Таланту Соколова-Микитова. Осенняя краса!

Красив, как в сказке, русский лес в ранние осенние дни.
Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья в танце красоты.
От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.
Ещё цветут красивые осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух.
Прозрачна вода в лесных канавках и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу.
Лишь шелестит под ногами опавшая листва, под которой даже гриб не виден.
Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого ещё слышнее тишина.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.
Хорошо в осеннем цветистом лесу,
Но что-то прощальное с летом слышится и видится в нём и на опушке его.

_____
Соколов-Микитов И.С. Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём

Источник

Лесная жизнь

Автор: Серафимович Александр Серафимович

А. С. Серафимович

А. С. Серафимович. Собрание сочинений в семи томах. Том третий

В лесу стояла та особенная тишина, которая бывает только осенью. Неподвижно висели мохнатые ветви, не качалась ни одна вершина, не слышалось ничьих шагов, лес стоял молча, задумчиво, прислушиваясь к своей собственной вековой думе.

И когда, отломившись от родного дерева, мертвая сухая веточка падала, переворачиваясь и цепляясь пожелтевшими иглами за живые, зеленые, чуть вздрагивающие ветви, было далеко слышно.

Вверху не было видно печального северного неба, хмурою ратью закрывала его густая хвоя, и, как колонны, могуче вздымались вверх красные стволы вековых сосен. И покой безлюдья царил, точно под огромным темным сводом меж молчаливых колонн, над мягкими коврами прошлогодних игл.

Между стволами, которые сливались в сплошную красную стену, мелькало что-то живое. Кто-то беззвучно шел, и прошлогодняя хвоя, толсто застилавшая землю, мягко поглощала шаги. Сосны расступались и сзади опять смыкались в сплошную красную стену. Но когда нога попадала в тонко затянутую ледком лужицу, далеко, испуганно нарушая тишину, раздавался звонкий треск.

Мальчик лет двенадцати, туго подпоясанный узким ремнем, за которым торчал топор, в огромных, должно быть отцовских, сапогах, наклонялся, приседал на корточки, что-то цеплял за ветки и стволы, и когда шел дальше, позади на земле оставался целый ряд волосяных петель, и в них краснели прицепленные ягоды.

Мальчик ставил силки, внимательно запоминая местность в лесном лабиринте.

Молчаливый лесной сумрак посветлел в одной стороне, и меж деревьев блеснул водный простор. С крутого песчаного берега открылось озеро. Необозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта, и изумрудно-зеленые острова бесчисленными стаями покрывали светлое лицо его. Узкими протоками оно тянулось в другие соседние озера, на сотни верст растянувшиеся по угрюмому, суровому, молчаливому краю, с одной стороны которого катило тяжелые холодные волны Белое море, с другой — морозной мглой дышали ледяные поля Северного океана.

Бесчисленные стада уток, гусей, лебедей, нырков и всякой пролетной водяной и болотной птицы с криком, шумом и гамом возились на воде, шумно подымались густыми, чернеющими тучами, заслоняя и воду, и далеко синеющий лес, и изумрудные острова, и далеко тянулись вереницами.

Мальчик с минуту постоял на берегу и пронзительно два раза свистнул. Озеро ожило. Как будто множество спрятавшихся людей засвистало и отозвалось со всех сторон, и над водой, все ослабляясь, понеслись замирающие тонкие звуки. Птица рванулась, взрывая воду, шумом заглушая умирающее эхо.

— Стало быть, не пришел,— проговорил мальчик, вынул из-за пояса топор и стал рубить деревья, сваливая в воду возле берега.

Он работал ловко и быстро; сочные щепы летели из-под топора, и эхо, не умолкая, с разных сторон повторяло удары.

— А-ах, холодная…— проговорил мальчик, пожимаясь, когда, скинув сапоги и засучив шаровары, полез в воду, которая, как ножом, резала острым холодом.

И, торопливо стаскивая с обрубленными ветвями стволы, стал вязать гибким тальником плот. Через минуту стянутые вместе бревна неуклюже высовывались из водного зеркала.

Мальчуган перенес на плот пук волосяных силков и суму с хлебом, уперся шестом, и плот, сдвинувшись тихонько, поплыл от берега. Длинные травы колебались и тянулись в прозрачной холодной воде, цепляясь и обвиваясь вокруг шеста. Птицы с неумолкаемым шумом без перерыва подымались с озера, как будто сама вода рождала их из глубины, и все больше и больше чернеющая косая туча их заслоняла и лес, и небо, и синеющую даль.

Далеко отошел берег, и кругом необозримо расстилалось серебряное зеркало с висевшими в глубине его облаками, печальным серым небом и опрокинутыми прибрежными лесами. Шест перестал доставать дно, которое далеко внизу виднелось сквозь чистую, как слеза, воду, и мальчик, крепко упираясь посинелыми от холода ногами, бурлил шестом, работая, как веслом.

Низкое холодное солнце передвинулось к самому лесу, когда плот ткнулся в берег острова. Мальчик обулся и пошел в лес.

На стволах сосен белели зарубки, которые он сделал несколько дней назад. Лес был глухой, угрюмый, без тропок, без следа человечьего, но мальчик шел легко и уверенно, поглядывая на белые отметины.

В чаще возле кустарника неподвижно висела птица, свесив крылья и вытянув вверх шею. Тонкая волосяная петля, захлестнутая за ветку, туго стягивала шею.

Мальчик высвободил мертвую птицу и бросил в мешок. По мере того как он шел, мешок наполнялся птицами, которых он вынимал из силков.

Между кустарниками быстро мелькнуло и пропало пушисто-красное. Мальчик бросился туда. На ветке неподвижно висела полуобъеденная птица.

— Ах-х, ты. — сердито проговорил мальчик, осматривая объеденную птицу и лисьи следы под деревом.— Ладно, ужо приготовлю тебе гостинца.

Все остальные силки оказались пустыми или в них торчали одни объеденные головы и шеи.

Надо было собираться назад. Солнце село. Мрачно и угрюмо стояли сосны. Стояла неподвижная, полная таинственности тишина. Мальчик торопился выбраться к озеру, но лес упорно держал его, и все глуше и темнее становилось кругом. Тяжелый мешок тянул плечи, под ногами испуганно хрустели сухие веточки, и потом опять сапоги беззвучно-мягко ступали по хвое, и угрожающе сгущалась темнота, сливая деревья в одну таинственную сплошную массу.

«Как бы не заблудиться»,— тревожно мелькнуло в голове, и он напряженно всматривался, но белевших прежде зарубок уже не было видно.

Наконец темнота слегка раздвинулась, и темным блеском едва блеснула у берега вода. Мальчик прислушался: над потонувшим в темноте озером стояла такая же мертвая тишина, как и в лесу, только дышало оно мраком, холодом и сыростью.

Он стал ходить по берегу, разыскивая плот, но везде был все тот же пустынный, молчаливый берег, так же едва поблескивала черная вода, и стояла дышавшая холодом и сыростью тишина.

— Ок-казия. Что будешь делать.

Мальчик прошел немного в лес, стал на колени, нащупал вылезавший из земли смолистый корень, вырубил его, высек кремнем огня, зажег корень и помахал, чтоб разгорелся.

Багровое пламя, струясь и колеблясь, дымно бежало, и в лесу трепетно забегали тени, и в багрово вспыхнувшей воде отразились покрасневшие вершины сосен.

Недалеко показался из красной воды угол плота. Мальчик загасил огонь. И разом водворилась кромешная, непроглядная, чернильная тьма. Мальчик сложил на плот мешок с птицами, с провизией, обгоревший корень и оттолкнулся шестом.

Шест уходил все глубже и глубже, переставая доставать дно. Бурлила вода. Плот тихо и беззвучно подвигался вперед среди немой тишины, среди непроглядного мрака.

Словно мертвое, заколдованное царство простиралось вокруг на сотни верст, и не слышно было человеческого голоса, ни всплеска рыбы, ни писка птиц. Шест бурлил, не доставая дна, и пенил невидимую воду, и тихонько колыхался плот, заброшенный и одинокий среди пустынного водного простора, среди холодного ночного мрака.

— Что ж это, никак к берегу не прибьешься…

Мальчик тревожно стер пот со лба и оглянулся: даже краев плота не видно. Поднял голову — та же густая, непроницаемая, молчаливая темь, ни одной звезды.

— Аххх, ты, бож-жа мой. — хлопнул себя по бедрам, поплевывая на руки, и опять принялся работать шестом.

Время уходило, стали ныть руки и плечи, а кругом все та же молчащая холодная ночь, все так же неизвестно где блуждающий плот.

И это огромное молчание холодной мертвой темноты стало заползать в сердце тоской и отчаянием. Хоть бы крик, хоть бы всплеск. Ни одного живого существа.

Теперь он уже не представлял себе, где берег, к которому он ехал, и где тот, от которого отчалил. Все одинаково кругом безмолвно-мертво. Работал наугад, лишь бы не остаться без дела и не отдаться отчаянию.

Бревна от постоянной работы колыхались и стали расходиться под ногами. Наскоро связанный плот готов был развалиться. Мальчик с отчаянием работал, каждую минуту ожидая, что, как ключ, пойдет между высвободившимися бревнами в холодную воду и ляжет на далекое мертвое дно.

Он сел на корточки, положил шест и… заплакал. Заплакал беспомощными детскими слезами, потому что в этом огромном черном погребе не было выхода.

— Дядька-а Силанти-ий! — закричал он тонким, детским голосом.

Тысячу раз повторила ночная темнота: «…а-а-нти-и-ий…»

В ту же секунду, заглушая умирающее эхо, зашумели тысячи невидимых крыл. Ночная тишина заполнилась непрерывающимся полетом. Мальчик с радостью прислушался: это были первые звуки, нарушившие давившее мертвое молчание.

Он торопливо высек огонь и зажег остаток полуобгорелого смолистого корня. Багровое пламя разом оттеснило темноту и легло светлым кругом, но ничего не открыло, кроме воды. Только упавший в глубину красный свет обманчиво озарил далекое дно и сонно дремлющих рыб.

Куда плыть? Где берег?

Остаток корня, треща и капая кипящей смолой, стал жечь пальцы. Мальчик бросил. Зашипев, мгновенно погас огонь. Темнота мертво сомкнулась со всех сторон. Шум крыльев смолк, и снова водворилось в неподвижной темноте неподвижное, мертвое молчание. Но теперь не было так страшно,— и на воде и в воде было множество живых существ.

Он опять стал наугад работать веслом, осторожно упираясь, чтоб не нарушить связей в бревнах плота, и вдруг приостановился и чутко прислушался: среди темноты стояла та же тишина, но почудилось легкое, почти неуловимое дуновение проснувшегося среди ночи ветерка.

Торопливо и обрадованно мальчик послюнил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неуловимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода. Быстро схватив шест, стал гнать плот по направлению ветерка. Сердце радостно билось,— теперь он уже не будет кружить по озеру.

Вот о дно стукнул шест. Становилось мельче и мельче. Где-то недалеко берег.

Мальчик изо всех сил налег на шест, но под ногами заскрипели бревна, лопнули связи, плот разошелся, и холодная густая, как кисель, вода охватила по пояс.

В первую секунду захватило дыхание. Мучительно-холодная острая вода вливалась за сапоги, за шаровары, и взмокшая рубаха липла к телу. Зубы стучали неудержимой мелкой дрожью. Мальчик схватил сумку с провизией, поднял над головой, прихватил мешок с птицами к поясу и, щупая ногой, стал пробираться среди холодной кромешной темноты. Мельчало. Уже ниже колен пенится и бурлит вода. Наконец — берег.

Он дрожал как лист, и ноги сводило судорогой. Не теряя времени, наломал еловых и сосновых ветвей, высек огня, и костер весело запылал, бросая багровый отсвет на воду, на деревья, на печально покачивающиеся, расплывшиеся бревна плота, и тени трепетали и прыгали между деревьями. Пар валил от мокрого платья.

В лесу кто-то ходил. Под тяжелыми ступнями ломались ветви, трещал валежник, и чье-то сердитое урчание недовольно нарушало ночной покой.

— Шатун… ахх, ты… Носит тебя, нелегкая. — И мальчик прислушивался к треску ломаемых медведем веток, усердно подбрасывая в разгоревшийся костер, чтоб отогнать непрошенного гостя.

Огонь огромного костра бушевал, пламя торопливо бежало, и в багровых просветах леса то тут, то там чудились маленькие злые глазки, вытянутая морда, прижатые уши.

Мальчик вложил два пальца в рот, как-то особенно пронзительно свистнул и загоготал:

«О-о-о-о-о!» — далеко покатилось и отозвалось вместе со свистом по озеру, и опять бесчисленно зашумели тысячи крыл, и кто-то ходил по лесу, трещал валежник, и чудилось чье-то сердитое урчание.

Мальчик поворачивал к огню то спину, то бока, то ноги, пока от них не перестал идти пар. Потом пожевал краюшку хлеба, примостился у огня и… стало ему казаться — из лесу вышел медведь, оскалил зубы, расхохотался и стал есть в мешке наловленных тетерек. Поел тетерек и принялся за мальчиковы ноги, отъел ноги, чихнул, отер лапой морду, сел на плот и поплыл по озеру. Плывет по озеру, смотрит на него мальчик, а это не медведь, а дядя Силантий. И будто стоит дядя Силантий и трясет его:

— Эй, вставай, Митюха! Разоспался… Солнце-то где…

Раскрыл Митя глаза, вскочил, видит — солнце поднялось над соснами, залило и лес, и озеро, и острова. А над озером стоит неумолкаемый гам, плеск, стон, и стаи перелетной птицы черными вереницами носятся над водой, и возле чуть дышит полупотухший костер.

— А я думал — медведь.

— Да ночью шатун все шатался по лесу… Я было пропал на озере вчера: опознался, темь, не видать, куда плыть. Кабы не ветерок, пропал бы: плот-то подо мной расселся.

— Ночью отчаливаешь, огонь на берегу зажигай, он и будет призначать направление.

— Ах я дурак. И верно… А я зажег смолистый корень да потушил… Ну, темь, хоть глаз выколи, не видать, куда ехать.

Они забрали птицу, заткнули за пояс топоры и отправились домой.

Впервые напечатано в журнале «Семья и школа», 1908, No 1, стр. 3—10, под заглавием «В лесу».

«Я отобразил в рассказе обстановку своей ссылки,— говорит Серафимович.— Дана природа нашего севера,— окрестности города Пинеги (бывшей Архангельской губернии). Тут много озер с лесистыми островами. Местность очень живописна, тогда она была почти дикая, нехоженая. Хотя ссыльным, под страхом строгой ответственности, не разрешалось охотиться, тем не менее я, бывало, прячу под шубу ружье и отправляюсь на охоту. Иногда уходил на далекое расстояние. Отправлялся обычно не один, а с кем-нибудь из местных крестьян, иногда с мальчиками, которые вполне заменяли взрослых. Они прекрасно ориентировались в лесной обстановке, подчас очень трудной. Приходилось попадать во время охоты в разные затруднительные положения,— мальчики умели быстро находить выход» (т. IV, стр. 471).

Источник

Читайте также:  Коллекция осеннего макияжа шанель
Adblock
detector