Меню

Осенью ночь становится длиннее чем летом

ПАПА СЕГОДНЯ

все актуальное для отцов и всей семьи

Папина шпаргалка: «Почему зимой ночь длиннее?»

  • Автор Николай
  • 22 сентября 2015, 13:31

Сегодня новый выпуск «папиных шпаргалок», в которых мы помогаем папам объяснить ребенку сложные вещи простым языком. В этом выпуске мы разберемся с вопросом: почему дни летом длинные, а зимой — короткие? Наступает осень и такой вопрос наверняка придет ему в голову, когда он начнет просыпаться в садик или школу затемно, хотя еще совсем недавно утром светило солнце. Мы подскажем, как объяснить это ребенку «на его языке» и при этом не запутаться самому.
Итак, Ваш ребенок скорее всего спросит:

Почему солнце стало вставать так поздно?

Потому что зимой ночь длиться долго, а день становится совсем коротким. Это происходит потому, что Земля в разное время года освещается солнцем по-разному. Всегда на какое-то полушарие падает света больше, а на какое-то меньше, потому что земля все время чуть-чуть наклонена. Это легко понять, если ты возьмешь, например, апельсин, наклонишь его чуть-чуть набок и покрутишь вокруг лампочки: тогда ты увидишь, что либо на верхнем либо на нижнем полушарии света всегда больше. Это зависит от того, с какой стороны от лампочки находится апельсин: так же и на Земле время года, а так же длина дня и ночи, зависят от того, с какой стороны от солнца оно находится в данный момент. Но если бы наклона не было, Земля всегда бы освещалась ровно пополам и день и ночь были бы равны круглый год.

Так значит, если в одно полушаре освещается больше, а другое меньше, то получается что когда на каком-то полушарии ночи длинные, то на другом в это время — короткие?
Совершенно верно! Когда у нас в декабре дни коротенькие, то, например, в Австралии в это время дни длятся так же долго, как у нас в июне. То есть когда у нас в России зима, то в это же время в Австралии — лето, и самые жаркие месяцы там это ноябрь, декабрь и январь, как раз когда у нас стоят холода.

А когда в году день самый короткий?
У нас это 22 декабря, а, например, в той же Австралии самый короткий день – 22 июня, потому что она находится в другом полушарии. И наоборот, у нас самый длинный день 22 июня, а у них — 22 декабря.

А есть ли на земле такое место, где день и ночь всегда равны?
Да, чем ближе к экватору — условной полосе, разделяющей земной шар на южное и северное полушарие, тем ночи и дни все меньше начинают отличаться по продолжительности в течении года. И на самом экваторе действительно дни и ночи почти всегда равны, и зимой и летом.

Источник

Цикл наблюдений «Осень» для детей старшей группы

Светлана Ступина
Цикл наблюдений «Осень» для детей старшей группы

1. «Коли ясно, то и осень прекрасна»

Цель: формировать понятия детей о смене времен года; уточнить представления об

особенностях осеннего сезона. Развивать внимание, память. Воспитывать

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Осень», чтение

литературных произведений, рисование осеннего пейзажа.

Активизация словаря детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Оборудование: лист клена из желтого картона с цифрой 1.

Ход наблюдения:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

— Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.

— Назовите осенние месяцы?

Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне

сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем

летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом»

«Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит пословица.

— Какие вы знаете признаки осени?

— Что делает человек осенью?

— Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?

— Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?

— Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?

Игра «Узнай осенний признак» (если дети согласны, то хлопают в ладоши):

— Заморозок, таянье снега, холодные дожди, первый снег, мороз, радуга, гроза, день

короче, а ночь длиннее.

Подарки осени: всем детям по кленовому листочку из желтой бумаги.

«Осенний хоровод».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)

Дети ежедневно отмечают в календаре погоды ясные и пасмурные дни. Считают,

сколько в месяце было пасмурных и солнечных дней.

Основы трудовой деятельности: уборка детского участка от опавших листьев

Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание

грабли, ведра, носилки.

Цель: уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развивать

внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: работа с календарем природы-осадки, чтение

литературных произведений, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане».

Активизация словаря детей: туман.

Ход наблюдения:

Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.

— Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?

— Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто

Читайте также:  Сажаем саженец грецкого ореха осенью

низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был

туман! Такие туманы чаще бывают осенью.

Лес – в карман, Поля – в карман спрятал дедушка туман.

Спрятал копны и стога. И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман спрятал дедушка Туман. (А. Акимцев)

Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве

появляются капельки росы.

— Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой,

весной. Туман – обычное явление природы.

Утренний, сентябрьский туман – к ветру.

Туман зимой – к оттепели.

Туман летом – к ясной погоде.

— На что похож туман? (на облака, на молоко, на дым)

Основы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.

Цель: формирование умения и желания трудится сообща.

Оборудование: бумажные пакеты.

3. «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»

Цель: развивать у детейспособность объяснять сезонные явления: выделять

характерные признаки дождя осенью. Развивать внимание, память. Воспитывать

Предварительная работа: чтение стихотворений о дожде, рисование осеннего дождя

и неба, рассматривание иллюстраций.

Активизация словаря детей: дожди, туман, град.

Ход наблюдения:

В день рождения пальто подарили тучке.

Стала тучка в том пальто интересной штучкой,

Изумительный наряд: семь застежек «молний»,

Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,

Ходит модница в пальто.

По бокам карманы, в них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.

А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!

— Что приносит осенний дождь: тепло или холод?

— Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

— Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?

В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние

осенние грозы. Есть народная примета

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди.

Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы.

Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую

погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы,

особенно после дождя.

— Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды

в стакане? Какого цвета вода? Какой характер дождя? Куда девается вода после

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода

Цель: воспитание интереса помогать взрослым.

Оборудование: грабли, носилки.

Цель: формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и

делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Развивать внимание,

память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: рассматривание термометра, контроль температуры,

чтение литературных произведений.

Активизация словаря детей: заморозок, термометр.

Ход наблюдения:

Воспитатель показывает детям термометр – вместе измеряют температуру воздуха.

Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют

заморозок, а в народе – утренник.

Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью.

Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.

Дети анализируют состояние погоды.

— А что такое заморозок? (дети объясняют, что утром было холодно, на траве был

— Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля. (дети

трогают её: холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются).

— Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело. Давайте, посмотрим,

какая сейчас стала земля. (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче)

Вывод: Осенью дни короче, а ночи длиннее. Ночью бывают сильные заморозки

отчего земля замерзает. От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше

корма для птиц и животных.

В сентябре лето кончается – осень начинается.

В сентябре держись крепче за кафтан.

Считай осень с сентября по шапкам да по лаптям. (Обратить внимание детей на

Основы трудовой деятельности: Пересадка цветущих растений с участка в группу

Цель: формирование умения осторожно окапывать вокруг цветка, вместе с землей

пересаживать цветы в горшки. Воспитание любви к растениям.

Оборудование: лопаты, совки, цветочные горшки.

5. «Ветер воет на просторе»

Цель: формировать интерес у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Развивать

внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: рассматривание кроны деревьев (раскачиваются или стоя

спокойно, игра с вертушками, чтение литературных произведений.

Активизация словаря детей: ветер, ветерок, ветрище.

Ход наблюдения:

Воспитатель вначале предлагает вопросы:

— Есть ли сегодня ветер?

— Посмотрите и послушайте (использование флюгера)

— Как вы узнали, что сегодня ветер?

Не увидишь меня глазом, я способен на проказы,

На бегу, срываю шляпы, ёлок раскачаю лапы.

Унести белье с веревки хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету, громко шелестеть при этом…

Вот в лесу любой заметит, лес шумит, гуляет … (ветер)

— Что делает ветер?

— Слабый или сильный?

— Почему вы так решили?

Затем читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…»

После этого беседа по содержанию стихотворения И. Токмаковой «Ветрено»

Ветрено, ветрено вся земля проветрена.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, берёзовый жёлтый лист и розовый,

Красный, разноцветный старый лист, газетный.

Солнечно, ветрено, ветрено, ветрено!

-Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Как говорится об этом в

В заключение беседы можно загадать загадку:

Читайте также:  Прощай лето встречай осень

«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

— Что ещё делает ветер?

— Кто придумает свою загадку про ветер?

— Для кого ветряная погода – хорошо? (раздувает паруса у лодки, стиранное бельё

А кому ветер – плохо? (срывает крыши домов)

Основы трудовой деятельности: помощь детям младшей группы в уборке

Цель: развитие трудолюбия, желания помогать малышам.

Оборудование: грабли, ведра, венички.

6. «Сентябрь – вечер года»

Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями осени

(уменьшение светового дня).

Формировать умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и

неживой природы. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: чтение литературных произведений, рассматривание

Активизация словаря детей: короче, длиннее.

Оборудование: модель светового дня (24 деления, игрушка – Петрушка.

Ход наблюдения:

К детям приходит Петрушка рассказывает о поговорках и пословицах:

— В народе говорят:

«Сентябрь – вечер года».

-Почему так говорят?

Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность

светового дня.Использование модели: день становится короче, ночь длиннее.

Сравнить с моделью светового дня летом. Дети отмечают, что продолжительность

светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней.

Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли

насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

— Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?

Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.

Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса

Оборудование: ведра, совочки.

7. «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»

Цель: уточнить знания детей о явлениях неживой природы через наблюдения:

изменения высоты стояния солнца. Закрепить умения делать выводы. Развивать

внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: чтение литературных произведений, зарисовка положения

солнца на дневной прогулке относительно здания детского сада.

Активация словаря детей: долгота дня, полдень.

Оборудование: карта-схема детского участка для отметки стояния солнца в полдень.

Ход наблюдения:

Нудный дождь на землю льется,

И поник простор.

Осень вывинтила солнце,

Словно лампочку монтер.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

— Почему осенью день становится короче?

Долгота дня связана с высотой стояния солнца.

Каждую неделю воспитатель обращает внимание, где находится солнце относительно

высоко стоящих объектов в полдень:

-Оно движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее.

На улице становится холоднее.

Осень, осень…

Солнце в тучах отсырело –

Светит тускло и несмело…

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор

семян, уборка сухой травы, листьев.

Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.

Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.

8. «Звездное вечернее небо»

Цель: уточнить знания детей о том, что такое «космос».

Развивать связную речь, мышление, интерес к наблюдениям. Развивать внимание,

память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: чтение литературных произведений о космосе, рисование

Активизация словаря детей: космос, звезда, орбита, названия планет.

Оборудование: игрушка – астроном (наряженный Незнайка).

Ход наблюдения:

К детям приходит Незнайка, наряженный астрономом.

— Всё, — сказал я твердо дома, —

Буду только астрономом!

Вокруг Земли Вселенная.

— Ребята, вы любите смотреть на небо ночью, вечером?

— А что можно увидеть на небе? (звёзды, Луну)

Звёзды соединяются в созвездия,которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец,

— А какие ещё вы знаете созвездия? (ответы детей)

— Космос всегда интересовал человека. Что такое космос?

Космос – это необъятный мир, который находится за пределами Земли, другим

словом, Вселенная. Космосу нет конца. Он наполнен бесчисленным множеством звёзд,

комет, планет и других небесных тел. Там всегда царит космический холод и мрак, нет

воздуха. Все небесные тела движутся во Вселенной, наша планета Земля – тоже.

— Какие планеты вы ещё знаете?

— Сколько их всего? (9)

Во Вселенной существует строгий порядок, все планеты, звёзды движутся по своей

орбите, не столкнутся одна с другой. Слово «космос» обозначает «порядок, строй»

Планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

— Почему осенью небо темное, звезды яркие? Какое ночное небо летом?

В космосе так здорово!

Звезды и планеты

В черной невесомости

— Чего нет в космосе, а на Земле есть? (воздух)

Основы трудовой деятельности: Вместе с воспитателем обрезание секатором

обломанных, сухих веток кустов и деревьев их уборка.

Цель: формирование умения правильно пользоваться секатором, убирать только

Оборудование: носилки, секатор.

9. «Цветы на клумбе»

Цель: закреплять знания детей о цветах.

Формировать умения детей различать многолетние и однолетние цветы.

Уточнить знание условий, необходимых для жизни растений.

Воспитывать бережное отношения к ним.

Предварительная работа: беседа, рассматривание альбомов, иллюстраций по теме,

рисование по теме, загадывание загадок.

Активизация словаря детей по теме «Садовые цветы».

Оборудование:фотографии из серии: весенние цветы, летние цветы.

Ход наблюдения:

— Дети, посмотрите на клумбу, на ней много цветов?

— Летом цветов было больше или меньше?

— А какие цветы вы видите сейчас?

— Ноготки, коснея, бархатцы, астры, петунья.Какие это цветы: однолетние или

Дети рассматривают цветы,сравнивают их: высокие, низкие.

-Что есть у растений?

Цветы, радуя нас своей красотой, погибают, но оставляют после цветения семена. Их

Читайте также:  Как брать мед у пчел осенью

нужно собрать, а весной вновь посадить в землю.

— Вспомните, какие цветы цвели летом?

— Лилии, ирисы, гвоздики, маргаритки.

— А какие это цветы (Многолетние.)

— Их корни, луковицы зимуют в земле. А такие, как георгины, гладиолусы боятся

холодных зим и их лучше выкопать и хранить в подвале.

Вспомнить с детьми условия, необходимые для роста растений (солнце, тепло, свет,

Предложить детям собрать семена однолетних растений.

— Почему астру называют звездой?

Астра, лучистая астра – звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой».

Так бы ее вы назвали и сами,

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевины совсем золотой.

Основы трудовой деятельности: Прополка сорняков в аптекарском огороде.

Цель: формирование умения и интереса трудиться сообща.

10. «Вытканы из кружев птицы – облака»

Цель: уточнить представления детей о том, как появляются облака, какие бывают.

Познакомить детей с народными приметами. Развивать внимание, память.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций. Чтение литературных

произведений, рисование по теме.

Активизация словаря детей: кружево, судьба,облака.

Ход наблюдения:

Вытканы из кружев птицы – облака,

Может это сказка мчится сквозь века?

Видят они солнце, видят ночи мглу.

И, конечно, знают про мою судьбу.

Там порхают сказки, там летят века,

Там петляет где-то дней былых река. (И. Мордовина)

— На что облака похожи?- Какие бывают облака? (перистые, слоистые, кучевые)

— Какие они сегодня?- Как появляются облака?

— Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек,

озер и с поверхности земли.

Лёгкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывёт

над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в

дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно

Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Синие вечерние облака – к перемене погоды.

Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.

— Посмотрим на облака внимательно и определим, какая будет погода?

Сказка «Спор облаков»:

«Давным-давно, много лет тому назад было Царство Облаков. И жили в нем три брата

– Перистые, Слоистые и Кучевые Облака. И вот однажды, никто не знает от чего,

затеяли они спор. «Мы красивее всех, мы выше всех! — закричали Кучевые облака. –

Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, —

закричали Перистые облака, — Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы

поднимаемся на 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы

напоминаем кружево». «Зато мы можем затянуть все небо, — возразили Слоистые

облака, — и через нас ничего не будет видно!» Услышала этот спор царица Атмосфера,

рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны.

С тех пор никогда не появляются Облака все вместе!»

— Что вы узнали из сказки?

Основы трудовой деятельности: Сбор природного материала для гербария.

Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5–6 лет) Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5-6 лет). Цели: Закрепление умения рассказывать.

Конспект по развитию речи у детей старшей группы «Красавица Осень» Цель: способствовать систематизации и обобщению знаний и умений детей. Задачи: -учить образовывать прилагательные и существительные в родительном.

Конспект вечера развлечения «Зажигает осень краски» для детей старшей группы с участием родителей Цель: активизировать речь, развивать воображение и творческие способности детей в совместной деятельности с родителями. Задачи: -Закрепить.

Конспект НОД «Осень» для детей старшей группы с ОНР НОД на тему «Осень» для детей старшей группы с ОНР Воспитатель: Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся.

Картотека стихотворений про осень для детей старшей группы Осенний листок За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы «Поздняя осень — унылая пора» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» Конспект по ознакомлению с природой Для детей старшей группы.

Праздник осени «Осень в парке» для старшей группы детей с ЗПР Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник Осени. И надеемся, что вам будет интересно провести.

Сценарий осеннего праздника «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы Дети входят в зал, садятся. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют: Дни давно короче стали, листья золотом горят,.

Сценарий осеннего утренника для детей старшей группы «Волшебница осень» Ведущая: Всё летит, должно быть это, Пролетает наше лето. Снова осень, снова птицы В тёплый край лететь спешат, И опять осенний праздник.

Сценарий праздника «Осень в Петербурге» для детей старшей группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербург Сценарий.

Источник

Adblock
detector