Меню

Осенью солнце светит реже

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Время года — осень»

Ирина Попова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Время года — осень»

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы и умению правильно выделять особенности времени года.

Проводить наблюдения за живой и неживой природой, растительным и животным миром, уметь находить сходство и различие, проводить сравнительный анализ между летом и осенью,обогащать словарный запас: ливень, листопад, пасмурно.

Заучивание стихов про осень, чтение рассказа «Листопадничек».

Проводились наблюдения за природой во время прогулок, рассматривались иллюстрации.

Материал к занятию: иллюстрации – осень, признаками осени; картинки с изображением животных, растений, насекомых, сельскохозяйственной техники.

Игра «Времена года»

Ход занятия.

Дети, давайте вспомним какое сейчас время года? (Осень). А по каким признакам мы можем определить, что сейчас время года – осень? (Падают листья, листья стали жёлтые, часто идут дожди, солнце светит, но не греет). Ребята, а солнце светит и греет так же, как и летом? (Нет, солнце светит реже, оно прячется за тучи, его лучи мало освещают землю. А какой у нас ветер? (Прохладный, сильный, качаются сильно деревья, быстро плывут облака). А какой был ветер летом? (Слабый, тёплый, верхушки деревьев чуть качались).

А какие осенью облака? (Серые, тяжёлые, низкие, они медленно плывут по небу). А, что ещё бывает на небе кроме облаков? (Тучи и из них идёт дождь).

Молодцы, ребята всё правильно!

А какие осадки бывают осенью? (Осенью идёт дождь, он идёт медленно, моросит и всё становится мокрым). Да, вы правильно говорите. Но летом тоже шёл дождь, каким он был? (летом бывает ливень и гроза и дождь идёт тёплый, а осенью холодный. Правильно.

А что же происходит с деревьями, травой осенью? (Листья на деревьях желтеют, падают, трава прижимается к земле и желтеет).

А с насекомыми, что происходит осенью? (Они прячутся в кору деревьев и под землю, чтобы там перезимовать). А летом насекомые тоже прячутся? (Нет они летают и ползают, потому что тепло).

А птиц осенью так же много как летом? (Нет, птицы осенью улетают в тёплые края и их называют перелётными птицами). А у птичек есть осенью еда? (Нет они перебираются ближе к людям и люди их подкармливают).

Что же происходит с животными в лесу осенью? (Животные готовятся к зиме, мишка – медведь роет сладкие корешки и строит берлогу, белка запасает орехи и грибы).

Правильно все животные осенью готовятся к зиме, строят домики, делают запасы еды.

А чем занимаются люди в это время года? (Люди собирают урожай овощей и фруктов, убирают хлеб) Кто же помогает людям в сборе урожая? (Техника: трактора, уборочные машины, комбайны).

Хорошо, дети мы сегодня много говорили об осени. Теперь на каждой прогулке мы с вами будем наблюдать как меняется погода и отмечать её у себя в календаре природы.

Давайте теперь поиграем с вами в игру «Времена года». (На ковре лежат карточки с изображением времён года, дети заполняют их разрезными картинками). По окончании игры дети проверяют всё ли они сделали правильно.

Ну, а теперь наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята о чём мы сегодня говорили? (Об осени)

А ещё о чём? (О деревьях, растениях, погоде, дожде, ветре, животных и о труде людей осенью).

Дети, зато что вы на занятии активно отвечали и много рассказывали вам белочка принесла вот такие вкусные орешки!

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени» Цель. Закрепить способы лепки из соленого теста. Задачи. 1. Знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать элементарные.

Конспект игровой ситуации по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме «Осень» Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень в гости к нам пришла»! Цель: -Закрепление знаний детей о времени.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью. Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

Читайте также:  Когда надо вскапывать огород осенью

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4–5 лет) «Золотая осень» Цель: формировать и обобщить знания о признаках осени Задачи: — учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц; — развивать речь, познавательную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наступила осень» Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Побуждать сравнивать свои.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Времена года» Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями в неживой природе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Путешествие во времена года» Цель: дать детям представление о временах года. Задачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира; 2) активизировать познавательную.

Совместная деятельность педагога с детьми средней группы «Это прекрасное время года-осень» Совместная деятельность педагога с детьми средней группы на тему: «Это прекрасное время года: -осень». Воспитатель: Горелова Е. Б..

Источник

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) — .
    Ветер осенью (какой?) — .
    Дождь осенью (какой?) — .
    Листья осенью (какие?) — .

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .

6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — .
    Дождь — .
    Ветер — .

8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? — .
    Дождик, который идет осенью, какой? — .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
    Погода, которая бывает осенью, какая? — .

10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.
Читайте также:  Цвет волос цветотип осень карие глаза

12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Дождик с самого утра,
    Птицам в дальний путь пора,
    Громко ветер завывает,
    Это все когда бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)

14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

    Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
    И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

    Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
    Солнце осенью (какое?) — .
    Ветер осенью (какой?) — .
    Дождь осенью (какой?) — .
    Листья осенью (какие?) — .

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?

8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Туча — тучка.
    Солнце — .
    Дождь — .
    Ветер — .

9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

    Дождь идет, дожди . (идут)
    Лист падает, листья .
    Цветок вянет, цветы .
    Птица улетает, птицы .
    Ветер дует, ветры .

Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .

10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.

    День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
    День, когда дует ветер, какой? — .
    Дождик, который идет осенью, какой? — .
    Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
    Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
    Погода, которая бывает осенью, какая? — .

11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.

    1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
    1 лист, 2 . 3. 4. 5.
    1 туча, 2 . 3. 4. 5.
Читайте также:  Осенние листья трафареты для вырезания цветные кленовые

11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

    Летом солнце яркое, а осенью .
    Летом небо светлое, а осенью .
    Летом день длинный, а осенью .
    Летом тучи ходят высоко, а осенью .
    Летом люди растят урожай, а осенью.
    Летом деревья стоят одетые, а осенью.

13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

    — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
    — В ноябре зима с осенью борется.
    — Холоден сентябрь, да сыт.

14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

    Определи, чего не бывает осенью.
    — Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    — Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    — Набухают почки, распускаются листья.
    — Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    — Дикие животные не делают запасы корма.

13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).

    Осень
    Опустел скворечник, улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят.
    Видно, тоже в Африку улететь хотят.
    (И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
    (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)

Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

    Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
    Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

    Какая погода осенью?
    Какой идет дождик осенью?
    Где завяли цветы?
    Листья опадают откуда?
    Какие птицы улетели? Куда?
    Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

    Осень.
    Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?

16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».

Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь

Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена

мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна

Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара

мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна

Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена

Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана

Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия

Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.

Источник

Adblock
detector