Меню

Осенью звуков больше чем букв

Фонетический разбор: осенью

Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «осенью»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.

Ударение: о́сенью — ударение падает на 1-й слог Слоги: о-сень-ю (3 слога) Возможные переносы: осе-нью (1 вариант) Фонетическая транскрипция слова: [`ос’ин’й’у]

Разбор на буквы и звуки:

Буква Звук Характеристики звука Цвет
о [ `о ] гласный, ударный о
с [ с’ ] согласный, глухой парный, мягкий, шумный с
е [ и ] гласный, безударный е
н [ н’ ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий н
ь не обозначает звука ь
ю [ й’ ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий ю
[ у ] гласный, безударный

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 6 букв и 6 звуков.
Буквы: 3 гласных буквы, 2 согласных буквы, 1 буква не означает звука.
Звуки: 3 гласных звука, 3 согласных звука. Из них 3 мягких согласных и 0 твёрдых согласных.
1 буква означает два звука.

Источник

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОСЕНЬЮ»

В слове о́ сенью:
1. 3 слога ( о́ -се-нью);
2. ударение падает на 1-й слог: о́ сенью

1) Транскрипция слова « о́ сенью»: [ о́ с❜и е н❜j❜у].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
о [ о́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 20.
с [с❜] согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е [и е ] гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55.
н [н❜] согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь [ ] нет звука
ю [j❜] согл., звон. (непарн.), мягк. (непарн.)
[у] гласн., безударный ; ниже см. § 12.

6 букв, 6 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 12. Кроме того, буква ю в начале слова и после гласного обозначает сочетание [йу], т, е. звук [у] с предшествующим [й]: юг, юл а́ , зн а́ ю, м о́ ю, ум е́ ю (произносится [йук, йул а́ , зн а́ йу, м о́ йу, ум е́ йу]). То же обозначает буква ю после так называемых разделительных ь и ъ: вью, пью, шью, чью, в ы́ лью (произносится [в ❜ йу, п ❜ йу, шйу, чйу, в ы́ л ❜ йу]), съюл и́ ть (произносится [с ❜ йул и́ т ❜ и сйул и́ т ❜ ]).

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.

§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е

Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).

§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).

В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):

в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);

в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);

в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);

в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);

в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).

Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].

1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно?

Русский язык | 1 — 4 классы

Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно.

В этом предложении нужно подчеркнуть слова, в которых звуков больше чем букв.

в слове осенью — ю — йу

Помогите пожалуйста подчеркнуть главные члены предложения и найти и подчеркнуть слово в котором букв больше чем звуков осенью смолкнет весёлый птичий щебет?

Помогите пожалуйста подчеркнуть главные члены предложения и найти и подчеркнуть слово в котором букв больше чем звуков осенью смолкнет весёлый птичий щебет.

Дорожку покрыли жёлтые листья.

Большая туча закрыла солнце.

Мой малютка дремлет сладко в колыбели нужно подчеркнуть слова предложения буквы которые обозначены мягкие согласные звуки?

Мой малютка дремлет сладко в колыбели нужно подчеркнуть слова предложения буквы которые обозначены мягкие согласные звуки.

Синичка прилетела нужно подчеркнуть в словах буквы мягких согласных звуков?

Синичка прилетела нужно подчеркнуть в словах буквы мягких согласных звуков.

Выпиши слово в котором есть мягкий звук не имеющий твердой пары.

Подчеркни букву обозначающую этот звук.

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна?

Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

Если уродится рябина — рожь будет хороша.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

&lt ; br / &gt ; подчеркнуть слова, в которых букв больше, чем звуков.

Составить их звуковые схемы.

Найдите в предложение где звуков больше чем букв?

Найдите в предложение где звуков больше чем букв.

Поздней осенью бывает так чудестно и прелестно, после ночного дождя.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков : ручьи, осень, берег, пьёт?

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков : ручьи, осень, берег, пьёт.

Поздней осенью, бывает так чудесно и прекрасно?

Поздней осенью, бывает так чудесно и прекрасно.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПОДЧЕРКНИ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ.

У киски в миске — рис и сосиски?

У киски в миске — рис и сосиски.

Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.

Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами?

Произнеси звук, который обозначает каждую подчеркнутую букву.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять?

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять.

Нужно найти в этом предложении слова оканчивающиеся на звонкий согласный звук.

Подчеркни буквы которые обозначают звонкие согласные звуки.

Обведи ту из подчеркнутых букв которая обозначает непарный по твердости звонкий мягкий согласный звук.

Выпиши первое предложение из последнего абзаца?

Выпиши первое предложение из последнего абзаца.

Подчеркни слово в котором все согласные звуки мягкие.

Сегодня чудесный день.

На этой странице находится вопрос Поздней осенью бывает так чудесно и прекрасно?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Источник

В каких словах больше букв, чем звуков, и наоборот: больше звуков, чем букв?

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

Итак, в каких словах больше букв, чем звуков? Прежде всего в тех, в которых есть ь. Эта буква пишется в словах для обозначения мягкости согласных. А такой звук в слышимом слове выражен одной фонемой.

В результате получится, что в слове букв будет больше, чем звуков, например:

  • банька – шесть б., [бан’ка] — пять зв.;
  • весть – пять б., [в’ес’т’] — четыре зв.;
  • гость – пять б., [гос’т’] — четыре зв.;
  • дождь – пять б., [дошт’] — четыре зв.;
  • жизнь — пять б., [жыз’н’] — четыре зв.;
  • конь – четыре б., [кон’] — три зв.;
  • лень – четыре б., [л’эн’] — три зв.;
  • моль – четыре б., [мол’] — три зв.;
  • ноль – четыре б., [нол’] — три зв.;
  • пароль – шесть б., [парол’] — пять зв.;
  • роль – четыре б., [рол’] — три зв.;
  • сельдь – шесть б., [с’эл’д’] — четыре зв.;
  • темень – шесть б., [т’эмин’] — пять зв.;
  • цепь – четыре б., [цэп’] — три зв.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки, как правило, на разницу количества букв и звуков никак не влияет. Это объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я после Ъ и Ь обозначают две фонемы, одна из которых [й]. А значит, в таких словах буквы и звуки останутся в равном количестве.

Мягкий знак оказывает влияние на разницу в счёте фонем и графических знаков, когда ставится с после шипящих. При этом он не влияет на произношение и служит для обозначачения грамматической формы слова:

  • существительные 3-го склонения: рожь [рош] (четыре б., три зв.), дочь [доч’] (четыре б., три зв.), брошь [брош] (пять б., четыре зв.);
  • наречия (кроме исключений: уж, замуж, невтерпёж): прочь [проч’] (пять б., четыре зв.), настежь [наст’эш’] (семь б., шесть зв.);
  • глаголы: помочь [памоч’] (шесть б., пять зв.), не трожь — [трош’] (пять б., четыре зв.), посмотришь [пасмотр’иш] (десять б., девять зв.).

В этих словах, как мы видим, букв больше, чем звуков.

Практическое задание № 1

Предлагаем несколько практических заданий, для закрепления материала.

1. Нужно ли вставить ь на месте многоточия? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

2. В каких словах букв больше, чем звуков?

Лось жуёт травку, ветки, кору. Ему надо лизать соль. Лесник относит в лес соляную головку и кладёт на пень. Сюда приходит лось лизать соль.

2. Ставится ли мягкий знак после шипящих? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • кромки крыш. ;
  • слышится плач. ;
  • невтерпёж. приступить;
  • вышла замуж. ;
  • отреж. хлеба;
  • лесная глуш. ;
  • воздух свеж…;
  • положиш… кирпич…;
  • просторы пастбищ…;
  • пустиш…ся вскач…;
  • напряч… зрение;
  • дуб могуч…;
  • громады туч…;
  • пойдёш… за водой на лесной ключ…;
  • послушная доч…;
  • съеш…те калач…;
  • распахнёш… плащ…;
  • прилеч… на лавку;
  • намаж… бутерброд;
  • ландыш… пахуч…;
  • решиш… пять задач…;
  • распахнёш… двери настеж…

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Кроме мягкого знака, не обозначающего звука, существуют буквы, которые служат графическими знаками двух фонем. Это зависит от позиции их в слове. После мягких согласных они обозначают их палатализацию (смягчение) и никак не влияют на разницу количества букв и звуков. Другое дело в иных положениях:

  • в начале слова: ел [йэл] – две б., три зв.;
  • после гласных: заём [зайом] – четыре б., пять зв.

Здесь приведены примеры, где больше звуков, чем букв. Напомним, что после Ъ и Ь также появляется [й]. Но это не влияет на разницу между звуковым и графическим выражением слова.

Практическое задание № 2

1. Определите, в каких словах одинаковое количество фонем и их графических обозначений:

  • двухъярусный павильон;
  • въехал в подъезд;
  • любопытная обезьяна;
  • трёхэтажный дом;
  • предэкзаменационные волнения;
  • непоправимый изъян;
  • медвежьи лапы;
  • предъюбилейные хлопоты;
  • телевизионная съёмка;
  • пьёшь бульон;
  • пичьи перья;
  • сильная вьюга.

2. Найдите слова, в которых звуки и буквы в разных количествах.

Как вы думаете, птичье молоко бывает? Однако это не диковина вовсе. Обычные голуби кормят своих птенцов именно птичьим молоком. Оно появляется у голубей в зобу, напоминает белую кашицу. Его называют ещё зобным. У голубей оно выделяется недолго – восемнадцать–двадцать дней.

Непроизносимые согласные

Кроме вышеперечисленных фонетических явлений, звуки и буквы в разных количествах содержатся в словах с непроизносимыми согласными:

  • властный [власный] – восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] – шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн’ич’ный] – одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв’эсный] – девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] – семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров’эсн’ик] – восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] – семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и удвоенные согласные. При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] – семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол’икт’иф] – девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] – шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр’истал] – восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик – одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст’икл’аный] – десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] – десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] – девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель – девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было радостное настроение. Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

Источник

Читайте также:  Мила нитич спроси у осени
Adblock
detector