Меню

Основная тема стиха осень

Стихотворение и анализ «Осень»

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь ,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Читайте также:  Очень красивые осенние пальто

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?

Краткое содержание

Начинается стихотворение с описания картины осени и ощущений, которые она вызывает у автора. Почти осыпались листья , сквозь полузамерзший пруд все еще пробивается тонкий ручей. Начинается сезон охоты. Во всем ощущается приближение холодов.

Далее идет перечисление недостатков других времен года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Минус весны поэт видит в том, что она не дает ему сосредоточиться на работе, так как в это время «бродит кровь ». Зиму поэт считает относительно неплохой порой, потому что в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор вполне бы мог полюбить лето, «когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи».

Пушкин снова возвращается к любимой осени. Мало, кому по душе это печальное время года, возможно, он и сам не может объяснить, чем привлекает его эта грустная пора, но: «из годовых времен я рад лишь ей одной».

Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.

Осень. Большое Болдино

Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще есть, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримое противоборство.

Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь:

«Легко и радостно играет в сердце кровь ,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…»

В финале автор сравнивает свое творчество с кораблем, и в стихотворении повисает открытый вопрос: «Куда ж нам плыть?»

Анализ

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной. Несмотря на то, что период его пребывания в имении был вдвое короче предыдущего (1830 год), сделано поэтом было не меньше.

Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить «Историю Пугачевского бунта» и «Песни западных славян», начать «Пиковую даму», написать поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Апофеозом творческого вдохновения поэта стало стихотворение «Осень».

Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.

Персонажи и образы

В данном стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года.

Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Автор не может объяснить своей привязанности к этой поре и сравнивает ее с чахоточной девой: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. На смерть осуждена, бедняжка клонится без ропота, без гнева…» Этот пронзительный символ-сравнение красоты и увядания еще раз говорит о гениальности великого русского поэта.

Композиция

По композиции стихотворение можно поделить на три части. В первой читатель видит картину унылого осеннего пейзажа, вторая часть посвящена описанию остальных времен года, и третья часть – возврат к осенней теме и анализ автором своих ощущений. Стихотворение написано октавами – то есть, строфами, состоящими из восьми строчек, и одного финального одностишия.

Читайте также:  Как собрать осеннюю коллекцию

По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.

Размер и средства художественной выразительности

При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого очень легко передается неспешность и размеренность повествования. Вкупе с объемной строфой этот размер образует непередаваемый ритмический узор, который погружает читателя в осеннюю негу.

В шести из восьми строчек автор использовал две перекрестных рифмы, в двух последних строках рифма парная. Через строфу идет чередование женских и мужских рифмовок.

Стихотворение насыщено средствами художественной выразительности:

метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;

эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса».

Автор прибегает к оксюморону (сочетание двух противоречащих друг другу понятий): «пышное…увяданье»; инверсии: «Люблю я пышное природы увяданье», анафоре: «И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы», аллитерации: «Унылая пора! оЧей оЧарованье!». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».

Проблематика и основная идея произведения

Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а отрывок из него, начинающийся словами «Унылая пора…» стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Кроме того, первая фраза отрывка многими цитируется по настоящее время с приходом осени.

Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступают увядание и смерть. В этой неумолимости и заключается весь трагизм бытия.

Несмотря на это, Пушкин не поддается пессимизму и рассказывает читателю, что каждой осенью как будто рождается вновь. Тем самым, он предлагает под другим углом взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только взглянуть на «в багрец и золото одетые леса». Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 27.03.2018

«Осень» — одно из самых известных пушкинских стихотворений. Многие русские люди, глядя на листопады и золотые ковры листвы, вспомнят именно эти строки, потому что в них автор сумел передать восхищение отечественной природой, которое разделяет практический каждый житель средней полосы России.

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Читайте также:  Город ставший центром освободительного движения с осени 1611 года

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Главные герои и их характеристика

  1. В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  2. Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Темы и проблемы

  • Главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.
  • Также поэт затрагивает проблему цикличности бытия: за рождением и расцветом следуют увядание и смерть. Всему свыше отпущен срок: осень протекает скоротечно, как жизнь чахоточной девы. Этот процесс прекрасен, но неумолимо трагичен.

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.

Средства выразительности

Помимо всего прочего, стихотворение наполнено огромным количеством эпитетов, без них не вышло бы такого яркого и насыщенного описания осени: “свежее дыханье”, “прощальная пора”, “пышное увяданье”. Также автор использует различные метафоры, чтобы оживить осень, сделать ее “живой”: “в багрец и золото одетые леса”, “седой зимы угрозы”, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

С помощью различных тропов речи А.С. Пушкин дает читателям возможность увидеть это чудесное время года с помощью написанных им строк, проникнуться особенным состоянием, которое несет в себе осень, представить ее во всех красках так, как это видел сам Александр Сергеевич.

Источник

Adblock
detector