Меню

Основные образы стихотворения пушкина осень

Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану

1. История создания

Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.

Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.

Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.

Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.

3. Род

Данное произведение относится к лирическому роду литературы.

В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.

На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.

5. Проблематика

Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.

6. Тематика

Стихотворение раскрывает следующие темы:

  • отношение Пушкина к разным сезонам года;
  • противопоставление одних времён года другим;
  • радость творчества и расцвет творческих способностей.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.

Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.

Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.

8. Пафос

Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.

Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.

Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.

9. Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.

Читайте также:  Что обрабатывают хомом осенью

Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».

Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.

12. Сюжет

Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.

Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.

С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.

В последних строфах идёт речь о счастье творчества.

Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.

13. Композиция

Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.

Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.

По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.

По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.

Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.

15. Художественное своеобразие произведения

В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.

Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.

Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.

Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».

Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.

В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.

Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».

16. Средства художественной выразительности

Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.

Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».

Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.

Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».

Читайте также:  Для создания музыкальной картины осенней пасмурной дождливой

«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.

Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:

  • «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
  • озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
  • лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».

Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.

18. Актуальность

Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.

Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.

Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.

19. Моё отношение

Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.

Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.

Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.

20. Чему учит

Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.

Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.

Источник

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 27.03.2018

«Осень» — одно из самых известных пушкинских стихотворений. Многие русские люди, глядя на листопады и золотые ковры листвы, вспомнят именно эти строки, потому что в них автор сумел передать восхищение отечественной природой, которое разделяет практический каждый житель средней полосы России.

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Читайте также:  Как укоренить веточку черной смородины осенью

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Главные герои и их характеристика

  1. В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  2. Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Темы и проблемы

  • Главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.
  • Также поэт затрагивает проблему цикличности бытия: за рождением и расцветом следуют увядание и смерть. Всему свыше отпущен срок: осень протекает скоротечно, как жизнь чахоточной девы. Этот процесс прекрасен, но неумолимо трагичен.

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.

Средства выразительности

Помимо всего прочего, стихотворение наполнено огромным количеством эпитетов, без них не вышло бы такого яркого и насыщенного описания осени: “свежее дыханье”, “прощальная пора”, “пышное увяданье”. Также автор использует различные метафоры, чтобы оживить осень, сделать ее “живой”: “в багрец и золото одетые леса”, “седой зимы угрозы”, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

С помощью различных тропов речи А.С. Пушкин дает читателям возможность увидеть это чудесное время года с помощью написанных им строк, проникнуться особенным состоянием, которое несет в себе осень, представить ее во всех красках так, как это видел сам Александр Сергеевич.

Источник

Adblock
detector