Пальчиковая гимнастика с помощью Су-джок шарика и пружинки
Дрибас Юлия
Пальчиковая гимнастика с помощью Су-джок шарика и пружинки
Цель: развитие мелкой и общей моторики.
Задачи: совершенствование мелкой моторики; формирование способности соотносить слово с действием; развитие внимания и памяти (непроизвольной);
В процессе работы с детьми, я стараюсь использовать пальчиковую гимнастику, которая способствует процессам речевого развития. С помощью пальчиковой гимнатсики активизируются процессы в головном мозге. (нейрокоррекция). Во время выполнения упражнений дети разучивают ритмичные тексты, развивают воображение, внимание, память и речь, легко понимают выражение «сверху-снизу», «вправо-влево», «вперед-назад».
Я объясняю детям, что от них требуется, и если словесных указаний недостаточно, выполняю упражнение вместе с ними.
Начинаем с простой разминки для пальчиков, затем переходим к более сложному, пальчиковая гимнастика проходит посредством игры. Начинаю читать детям загадку, потешку, считалку, после этого слова повторяю с движениями пальцев. Игры стараюсь подбирать разные, для развития фантазии и словарного запаса у ребенка.
Пальчиковая гимнастика чередуется с массажем кистей рук «Су-Джок». Массаж пальцев активирует защитные силы организма.
«Су-Джок» терапия – направление восточной медицины, где особое внимание сосредоточено на активных точках кистей рук через воздействие шариков и пружинок. Поэтому в ходе игры мы не только учимся и осваиваем навыки, но еще укрепляем здоровье.
Дети с удовольствием повторяют и занимаются, а я, без особых усилий, добиваюсь своих педагогических целей; развитие мелкой моторики, способность концентрировать внимание, воспитание творческих умений и расширение словарного запаса у ребенка.
С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи.Такие как:
• Развитие фонематического слуха и восприятия;
• Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
• Развитие звукового и слогового анализа слов;
• Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
• Развитие общей и мелкой моторики;
• Развитие психических процессов;
• Развитие пространственно-временных представлений;
• Закрепление счетных операций.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Перекладывание Су-джок шарика из руки в руку впереди себя и за спиной (по кругу вокруг себя).
Шар колючий я беру,
В руку я его кладу,
Пальцами его сожму
И вокруг себя пущу.
4. Перекладывание Су-джок шара сверху вниз (правая рука с шаром вверху, а левая рука под правой, отпускаем шар правой рукой и левой ловим, расстояние между руками 15-20см)
5. Катаем Су-джок мячем по тыльной поверхности кистей (поочередно каждую руку)
Ты катись колючий еж
По дорожке вдоль берез
По тропинке вдоль реки
В гости к деткам ты беги.
6. Использование Су-джок пружинки для звукового анализа. (определение места звука в слове, если заданный звук первый значит пружинку надеваем на первый палец, если в середине, то на средние пальцы, если последний заданный звук, то надеваем пружинку на мизинец).
7. Самомассаж Су-джок пружинкой каждого пальца
Мы колечко надеваем,
Пальчики мы разминаем,
А колечко не простое,
А колечко золотое
Фотоотчет о развлечении «Праздник воздушного шарика» История шаров, наполненных воздухом, началась очень давно. Только вот выглядели пра-пра-деды наших шариков совсем не так, как сейчас. И.
Фотоотчёт «Букет для мамы» рисунок мятой бумагой с помощью бумажного шарика Мы с детьми второй младшей группы решили нарисовать подарочек для любимых мамочек. Но наш подарочек должен быть необычным и интересным.
Фотоотчёт «Поделка из воздушного шарика «Оленёнок» Работа выполнялась с детьми старшей группы. Такими поделками из воздушных шариков можно украсить детский праздник или тематическую фотозону.
Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.
Мастер-класс «Цветок из ниток и воздушного шарика» Сегодня я вам хочу предложить сделать цветок из простых ниток и воздушного шарика. Для изготовления цветка на понадобиться: * Нитки зеленого,.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.
Мы играем в Су-Джок Для работы в логопедической группе просто необходимы массажные шарики Су-Джок. Эти колкие шарики очень нравятся детишкам и вызывают массу.
Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.
Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.
Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.
Источник
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок
Светлана Коваленко
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок
Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск.
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
Я – веселый человечек,
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний «идут» по другой руке.
Эти — любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти — тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Тема: Игрушки
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
И с хвостом пушистым кошка.
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев).
Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Тема: Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных — «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» — кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
— Как живёшь? — Вот так! (показать большой палец)
— А идешь? — Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? — Вот так! (протягивать открытую ладонь)
— Ждёшь обед? — Вот так! (кулачок подпирает лицо)
— Машешь вслед? — Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)
— А шалишь? — Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Тема: Осень. Грибы.
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке — мизинец
Мелкие грибочки: — безымянный
Грузди и горькушки, — средний
Рыжики, волнушки. — указательный
Даже маленький пенек — большой
Удивленья скрыть не мог. — большой
Выросли опята, — указательный
Скользкие маслята, — средний
Бледные поганки — безымянный
Встали на полянке. — мизинец
Осень, осень, — трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, — трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь
Раз, два, три, четыре, пять, — загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. — сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, — загибаем пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте
А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел — потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать — приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. — делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!
Ветер северный подул, — подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. — ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, — постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, — плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. — ладони прижать крепко к столу
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Овощи. Фрукты. Сад. Огород.
Две картошки.
У Серёжки сорванца –
Два зелёных огурца.
Да ещё у Петьки –
Две хвостатых редьки.
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда! («бегут» пальцами по столу)
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
Этот пальчик — апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.
«Яблочко» (русская народная потешка).
Катилось яблочко по огороду Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.
И упало прямо в воду –
Бульк! Уроните руку вниз
Тема: Животные наших лесов.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак.)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Разминаем пальчики: раз, два, три! (Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три! Выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шарикомв соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа, (мизинец)
Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много».
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот». При использовании Су –Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Картотека физминуток по лексическим темам старшей группы Наш детский сад. 1.«Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста.
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели Весёлый человечек. Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих.
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели для дошкольников Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели для дошкольников Тема: «Мой любимый детский сад» Этот пальчик хочет спать. (поочередно.
Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели выполнила Прахт Е. А. МДОУ д. с. №342 г. Челябинска Группа «Незабудки».
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Осень Часть 1 Осень. Осенние признаки. Пальчиковая игра. Осень, осень Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди.
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Часть 2 Часть 2Зима. Пальчиковая игра. СНЕЖОК Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть «Апельсин» Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть «Люблю по городу гулять» Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. («шагают «пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть «Повар» Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.
Источник