Меню

Пришла хмурая осень серые тучи закрыли небо

контрольные работы по русскому языку 3 класс
материал по русскому языку на тему

контрольные работы по русскому языку 3 класс по системе Занкова

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnye.docx 35.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ 1. Входная контрольная работа.

Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер качает ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.

Птицы летят в тёплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед отлётом они долго кружились над полями. Так птицы прощались с родными местами.

  1. Поставьте ударение в словах последних двух предложений.
  2. К предложенным словам подберите из текста диктанта противопожные по смыслу слова:

№ 2. Обучающее изложение

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Стали дети рвать щавель и забыли про котенка.

Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котенка и хотели его схватить.

Вася бросился к котенку. Он упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник отозвал собак. Вася схватил котенка и понес его домой.

Пришла хмурая осень. Серые тучи закрыли небо. Весь день лил дождь. Дул сильный осенний ветер. Он качал деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели грачи. Они долго кружились над полями. Это грачи прощались с родными местами. (42 слова.)

1. Указать главные члены предложения, определить, какими частями речи они выражены.

В а р и а н т I – Пришла хмурая осень.

В а р и а н т II – Серые тучи закрыли небо.

2. Разобрать слова по составу:

Сильный, осенний, улетели.

3. Подберите однокоренные слова к данным:

В а р и а н т I – дождь, грязь.

В а р и а н т II – ветер, земля.

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку. Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.

№ 5. Сочинение «Осень в парке»

№ 6. Контрольная работа за 1 четверть.

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричат сойки. В ветвях птички ищут пищу.

  1. Пятое предложение разберите по членам и по частям речи.
  2. Слова рябчик, ищу, сойки, высокая разделить для переноса.
  3. Разобрать по составу слова осенний, птичка.

№ 7. Контрольный диктант по теме «правописание слов с двойными согласными»

Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжелые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зиму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в березовых рощах и в лесу.

(По Г. Скребицкому.)

1. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

2. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.

3. Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжелый, северный .

№ 8. Сочинение по картине и. И. Шишкина «В лесу Графини Мордвиновой»

Имя Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) – одного из основоположников пейзажной живописи – навсегда вошло в историю нашей культуры. Наравне с Саврасовым, Левитаном, Пластовым – крупнейшими русскими художниками, показывал в своих картинах привлекательность русских пейзажей, красоту и поэзию русской природы, все то, что так близко и дорого русскому человеку. Эти картины вызывают у нас чувство гордости за свою великую Родину.

«В лесу графини Мордвиновой» – лучшая работа художника, написанная в поздний период его творчества.

Глухой стеной стоят вековые ели. Золотой свет вечернего неба с трудом проникает сквозь их плотно сомкнутые ветви. В глубине чащи царит сумрак. Горбятся скрытые подо мхом старые пни и корни, преграждают путь упавшие деревья. Зеленый мох и сероватый лишайник покрывают землю, высоко забираются на стволы и ветви елей. На опушке леса видна молодая поросль с чахлой бледной листвой.

Безлюден мрачный лес. Лишь старый лесник забрел сюда.

Иван Иванович Шишкин не только достоверно изобразил в картине каждое дерево, мох, землю, он рассказал об угрюмом характере елового леса. Во многих музеях нашей страны находятся произведения И. И. Шишкина. Самое большое собрание работ художника размещено в залах Государственной Третьяковской галереи.

Кто живет в дупле ?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло. Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику.

От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит опасность, она вытягивает шею и шипит, как гадюка.

№ 10. Контрольный диктант по теме «Правописание парных согласных»

Реки и озера покрыл гладкий лед, а снег еще не выпал. Деревца давно скинули свои листочки. Перелетные птицы улетели на юг. Только холодный ветер насвистывает среди сучьев.

Возвратились мы из леса. Вышли на полянку. Вдруг видим, над большим кустом вороны кружат. Мы подошли к кусту. Я раздвинул частые ветки и увидел зайца. Он оделся в белую шубку и попал воронам на глаза.

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Разберите по составу слова: листочки, перелетные, холодный .

3. Подберите антонимы к словам: гладкий, улетели, частые .

№ 11. Сочинение «Школьная елка»

– Назовите праздник, который мы отмечаем зимой. Праздник, который мы считаем самым сказочным, самым веселым в году. (Новый год.)

– Всегда ли Новый год праздновали 1 января?

– В Древней Руси этот праздник отмечали 1 марта вместе с приходом весны, а затем стали отмечать Новый год 1 сентября с началом уборки урожая. А уже Петр I ввел новый календарь. В связи с этим перенесли празднование Нового года на 1 января.

Наступает Новый год –

Время радостных забот,

Время сказочных гостей,

Время радостных вестей.

В это время в волшебство

Верят все до одного.

В исполнение мечты

Верят все – и я, и ты.

– Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Наверное, поэтому люди стараются встретить его весело, с песнями, плясками. На Новый год загадывают желания.

– Как люди украшают свое жилище к Новому году?

– Как украшена наша школа?

– Как украшен наш класс?

– Без чего не обходится ни один Новый год? (Без елки.)

– Чем принято украшать елку? (Игрушками.)

– Какими могут быть игрушки?

– Что помогает елке выглядеть особенно волшебно? (Гирлянды.)

№ 12. Сжатое изложение ( упр. 262)

№ 13. Контрольный диктант по темам, изученным в 1 полугодии.

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

1. Выпишите из текста 2 слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Подчеркните основу предложения: Снег покрыл окрестности деревни.

№ 14. Сочинение по материалам экскурсии «Мороз и солнце, день чудесный!»

Зима – замечательное время года! Недаром русские писатели и поэты воспевают в своих произведениях великолепие этого чудесного времени. Но каждый видит зиму по-своему.

№ 15. Изложение с элементами сочинения

Дети поймали птенца. Они его не ловили, а бедняга сам выполз и выпал из гнезда.

Птенец был крохотный, в черных полосках и с красной головкой. Посадили ребята его в коробку и затянули марлей. Коробку поставили под куст, а сами ушли.

Вдруг налетела целая стая щеглов. С яростным писком они бросились на коробку. Марля сразу была проклевана.

Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупу яйца.

№ 16. Контрольное списывание

И г р а «Четвертый лишний».

Сорока, улыбка, ромашка, степь.

Печь, береза, речь, медаль.

Дядя, тетя, брат, сестра.

Озеро море, посуда, окно.

Дом, костер, ветер, картина.

3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

– Вставьте пропущенные буквы и укажите падеж имен существительных.

Упал с крыш. рад встреч. красил крыш. приехал к тет. остановился у деревн. хвоя на елк. играли на полян..

№ 18. Диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения»

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

1. Разберите по членам предложения первое предложение.

2. Определите падеж имен существительных первого склонения в единственном числе в предложении:

В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки.

  1. Подберите синоним к слову стужа .

№ 19. Сочинение «Мой самый родной человек»

№ 20. Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»

Мой дед был лесником. Однажды поздним вечером он возвращался домой. Вдруг дед услышал вой волков. Он побежал по дороге. Волки все ближе. Дед влез на сук елки. Волки стали ждать под деревом. Наступила темная ночь. Ветром качало ветки. У деда слетела шапка. Голодные волки схватили шапку и разорвали ее в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку.

1. Разобрать по членам предложения предложение: У деда слетела шапка .

2. Определить склонение и падеж существительных из последнего предложения.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сторожка .

№ 21. Сочинение по картинке И.И.Левитана «Март»

№ 22. Обучающее изложение с элементами сочинения

Лорд и зайчишка

Вот, топая тяжелыми сапогами, вошли в дом охотники. И побросали битую дичь в угол.

А подранок, подбитый зайчишка, тут оказался. Он тихо пищал, но никто его не слышал.

Только Лорд – огромная лохматая собака – большим сердцем своим его услышал. Это была не простая собака. Когда она важно шла по деревне, то все собаки уходили с дороги. Люди ее уважали за отвагу, силу и благородство. Так вот это Лорд приметил зайчишку и прилег к нему. И стал зализывать раны у зайчишки. А потом целую неделю лежал около него и никого не подпускал к раненому зайчишке. А когда зайчишка выздоровел и совсем поправился, то Лорд проводил его в поле. И по следам потом люди догадались, что собака и зайчишка весело играли на снегу.

№ 23. Обучающее изложение с элементами сочинения

У моего приятеля в комнате жили два маленьких лисенка. Однажды утром он проснулся и видит, что по комнате скачет его высокий сапог, а из голенища торчит кончик пушистого хвостика. Тут приятель и догадался, что это лисенок залез в сапог и там застрял. Он схватил лисенка за хвост и вытащил из сапога.

В другой раз пришел приятель и зовет лисят. А лисят нет. Тут взглянул он на печку с раскрытой дверцей и сразу догадался.

№ 24. Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения»

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

1. Разобрать по членам предложения первое предложение.

2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.

3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

№ 25. Изложение (контрольное)

Куропатка жила в лесу. Она вывела своих птенцов на прогулку. Мать зорко осматривала местность.

Вот куропатка заметила лису. Она крикнула. Птенцы быстро спрятались. Куропатка полетела прямо к лисе. Она села около лисы и захлопала крыльями. Казалось, будто она ранена и не может лететь. Лисица прыгнула к птице.

Но вот куропатка отлетела в сторону. Лиса побежала за ней. Куропатка ускользнула опять. Так было каждый раз. Мать отвела беду от своих птенцов и улетела от лисы.

Будь лесу другом!

В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при вырубке леса. Они гибнут и от злых рук. Расковырял прохожий муравейник и ушел. Трудно будет маленьким жителям справиться с бедой.

Однажды на рощу напали полчища вредителей. Казалось, что кора на дубах шевелилась. Это передвигались гусеницы. Они оголяли дубы. Но вот произошло чудо. Гусеницы быстро спускались по стволу к земле. Их тащили муравьи. Лесные защитники спасли лес. Тысячи вредителей леса уничтожают муравьиные семьи.

Охраняйте лесные высотные дома!

№ 27. Контрольный диктант по изученным в 3 классе темам

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

1. Разберите по составу слова летнее, шмели, запах, прибегают .

2. Разберите по членам предложения: В полдень оживает лесная полянка .

3. В тексте найдите два слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова.

4. В каком выражении слово бежать употребляется в переносном значении?

Источник

Контрольно — измерительные материалы по русскому языку 3 класс

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 класс

Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер качает ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.

Птицы летят в тёплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед отлётом они долго кружились над полями. Так птицы прощались с родными местами.

Поставьте ударение в словах последних двух предложений.

К предложенным словам подберите из текста диктанта противопожные по смыслу слова:

№ 2. Контрольное списывание по теме: «Предложение».

Спишите, в конце каждого предложения поставьте нужный знак.

Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы

Во 2, 4, 6, 7-м предложениях подчеркнуть главные члены и обозначить части речи, которыми они выражены.

№ 3. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти.

Пришла хмурая осень. Серые тучи затянули небо. Весь день лил дождь. Дул сильный осенний ветер. Он качал деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели грачи. Они долго кружились над полями. Это грачи прощались с родными местами.

1. Указать главные члены предложения, определить, какими частями речи они выражены.

1-вариант – Пришла хмурая осень.

2-вариант – Серые тучи закрыли небо.

2. Разобрать по составу:

Сильный, осенний, улетели.

3. Подберите однокоренные слова к данным:

1-вариант – дождь, грязь.

2-вариант – ветер, земля.

№ 4. Контрольная работа по теме: «Состав слова».

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричат сойки. В ветвях птички ищут пищу.

Пятое предложение разберите по членам и по частям речи.

Слова рябчик, ищу, сойки, высокая разделить для переноса.

Разобрать по составу слова осенний, птичка.

№ 5. Контрольный диктант по темам, изученным в 1 полугодии.

Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжёлые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зуму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в берёзовых рощах и в лесу.

Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.

Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжёлый, северный.

№ 6. Контрольное списывание по теме «Парные согласные звуки в середине слова».

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На берё..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий лё.. .

№ 7. Контрольный диктант по теме «Парные согласные в середине слова».

Стоит хороший зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Пятое предложение разобрать по членам и по частям речи. Стрелками указать связь слов в предложении.

Произвести морфемный разбор слов:

1 вариант: зимний, шубки.

2 вариант: белые, морковки.

Найти в тексте два слова с парными согласными (в конце и в середине слова). Выписать эти слова вместе с проверочными.

№8. Контрольный диктант по теме «Слова с непроизносимыми согласными».

Прошла ненастная осень. Солнце греет всё меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лёд. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

Выпишите из текста 2 слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.

Подчеркните основу предложения: Снег покрыл окрестности деревни.

№ 9. Контрольный диктант по темам, изученным в 3 четверти.

Летом Серёжа и Оля приехали отдыхать к дяде и тёте в деревню. До деревни они ехали железной дорогой. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял на берегу узкой речки. По речке плавали гуси и утки. Серёжа и Оля помогали бабушке ухаживать за птицей. Они работали в саду. Часто ребята ходили в лес за грибами и ягодами.

1. В первом и во втором предложениях найти имена существительные 1-го склонения, обозначить их падеж.

2. Четвёртое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.

3.Разобрать по составу слова: бабушка, железной, ходили.

№ 10. Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения».

Мой дед был лесником. Однажды поздним вечером он возвращался домой. Вдруг дед услышал вой волков. Он побежал по дороге. Волки всё ближе. Дед влез на сук ёлки. Волки стали ждать под деревом. Наступила тёмная ночь. Ветром качало ветки. У деда слетела шапка. Голодные волки схватили шапку и разорвали её в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошёл в сторожку.

Разобрать по членам предложения предложение: У деда слетела шапка.

Определить и падеж существительных из последнего предложения.

Подобрать однокоренные слова к слову сторожка.

№ 11. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

Разобрать по членам предложения первое предложение.

Найти и подчеркнуть однородные дополнения.

Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

№12. Итоговая контрольная работа.

Лес застыл в тревоге. Небо чернело. Надвигалась грозовая туча. Налетел ветер. Лесные жители попрятались. Хлынул сильный дождь. Но скоро дождь кончился. Только с деревьев падали дождевые капли. В небе снова засияло солнце. Гроза ушла.

Душистой смолою пахнет бор. Воздух тёплый, влажный. Он пахнет сырой землёй, берёзовыми почками. Поют зяблики, скворцы, дрозды. Вдали кукует кукушка. Лес поёт на все голоса.

Разбор по составу: лесные, дрозды, запах, прибегают.

Разберите по членам предложения: Лесные жители попрятались.

Подчеркните орфограммы в корне слов: смолою, землёй, дрозды. Запиши проверочные слова.

Источник

Читайте также:  Цыплята под наседкой осенью
Adblock
detector