Меню

Произведение пришвина осеннее утро это

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

урок литературного чтения

Скачать:

Вложение Размер
urok_chteniya.docx 26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Прозвенел звонок — начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

— Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро !

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт — Валентин Дмитриевич Берестов)

-Кто подготовил информацию о грибах?

— Кто писал эти тексты ученый или поэт?

-Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

И охраняет всех косым дождем. (осень)

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень .)

— Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

— О чем пойдет речь на уроке? (осень)

— Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

— Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.

— А вы любите осень?

— Что же вам в ней нравится?

— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

— Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

— ПРИМЕТА — А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

— Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка )

— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) — Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какос

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

— Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

Беседа на основе прочитанного

— С какой целью написан текст?

— Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

— Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

— Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу )

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

— Кто из вас знает автора этого текста?

— Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

Исследовательская групповая работа.

— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

— Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Учитель : объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • — Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • — Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  • — Как летит парашют? (медленно)
  • — Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • — Как вращается винт? (быстро)
  • — Что такое винтик? (маленький винт)
  • — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем . Беседа по первым впечатлениям

— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

— Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

— К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Повторное чтение ( жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».

Гимнастика для газ

— Сколько раз встретилось слово «утро»?

— Как вы думаете, почему?

— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

— Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

— Что вы знаете о «бабьем лете»? ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

— С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).

— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

— Какие птицы улетят последними? (грачи)

— Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

— Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

— Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе — сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) ( помещаем в книгу)

…день открывает глаза… (3 группа)

…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения . (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах ) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года ( помещаем лучшие в книгу)

Домашнее задание — прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; — нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

Красный -Я – молодец!

Желтый — Могу и лучше!

Зеленый — Надо постараться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России»:ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос.

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро».

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »Урок направлен на зна.

Ход урока Организационный моментПрозвенел звонок — начинается урок. Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!Будем вместе мы трудиться,Не пристало нам лениться Речевая.

Источник

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.

Глоссарий по теме:

Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Метафора – аскрытое сравнение.

Эпитеты – художественное определение слова.

Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.

Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.

Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.

«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.

Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.

Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка

мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.

День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.

Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Выделение цветом

Название. Приёмы художественной выразительности

Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Задание. Сортировка элементов по категориям

Название. Олицетворение и сравнение.

Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед.

…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком..

…день открывает глаза…

…долго день пробуждается…

Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.

Источник

Читайте также:  Что будет модно этой осенью для мужчин
Adblock
detector