Меню

Развитие речи насекомые осенью

Конспект комплексного в занятия Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.

Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, рассказать о подготовке насекомых к зиме, упражнять в образовании существительных в форме множественного числа; в образовании формы множественного числа глаголов; закреплять навыки порядкового счета, умение уравнивать предметы

Развивающие: развивать речь, внимание, познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Скачать:

Вложение Размер
nasekomye.docx 24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного в занятия

Тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

Цель : Систематизировать знания детей о многообразии насекомых.

Образовательные: Закрепить знания детей об общих признаках насекомых, рассказать о подготовке насекомых к зиме, упражнять в образовании существительных в форме множественного числа; в образовании формы множественного числа глаголов; закреплять навыки порядкового счета, умение уравнивать предметы

Развивающие: развивать речь, внимание, познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы :

практические – игры, физ. минутка

наглядные – презентация, рассматривание насекомых

Материалы и оборудование : картинки с изображением насекомых,

— Ребята, посмотрите, сегодня в детский сад почтальон принес письмо. Вам интересно от кого оно и что там написано? Давайте почитаем:

«Дороги ребята, меня зовут ноябрь. Мне очень хочется узнать про насекомых. Ведь я их никогда не видел. Помогите мне, пожалуйста»

— А кто такой ноябрь? (ответы детей)

— А почему он не видит насекомых? (ответы детей)

— Правильно. Поможем ноябрю узнать о насекомых?

— Назовите насекомых ( бабочки, мухи, муравьи, стрекозы, пчелы, кузнечики. )

по внешнему строению? ( маленькие, шесть лапок, крылышки, усики)

по месту обитания? (наземные, водные) ;

по способу передвижения? (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие) .

Выставляется картинка луга.)

Посмотри на летний луг,

Ты поймешь, что жизнь вокруг

И зеленая картинка

Сел кузнечик на травинку,

Полосатый шмель гудит

Радостно и звучно…

Целый день здесь жизнь кипит,

Здесь совсем не скучно.

— На полянке насекомые, назовите где какое насекомое находится.

(на цветке сидит бабочка, по стебельку ползет гусеница…)

— Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

Игра «Один — много »

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Игра: «Что делает, что делают ?» с мячом

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

Игра «Кого не стало?»

— А сейчас посмотрим, как вы запомнили всех насекомых на полянке. Закройте глаза, а теперь посмотрите, кого не стало. Молодцы.

Вот какая стрекоза — очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет :

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Дети садятся за столы.

— Ребята, произошла неприятность. Божьи коровки потеряли свои точки. Давайте поможем им. На левое крылышко положите три кружочка, а на правое четыре кружочка. Скажите, пожалуйста, на каком крылышке кружочков больше? Правильно. А что надо сделать, чтобы их стало поровну?

(Дети уравнивают точки двумя способами)

— Спасибо ребята, теперь божьи коровки могут готовиться к зиме. А как они это делают? Хотите узнать? Давайте посмотрим презентацию «Как насекомые готовятся к зиме»

Теперь мы знаем, куда прячутся насекомые зимой: они находят себе удобные места, в которых крепко спят. А мы в это время играем в снежки, лепим снежную бабу, празднуем Рождество и Новый год и очень редко встречаем сонных насекомых.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем (Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (Руки за спину)

-А теперь давайте, ноябрю на память, нарисуем бабочек.

Дети рисуют бабочку методом монотипия.

КАК ЗИМУЮТ НАСЕКОМЫЕ С наступлением холодов в лесах и парках совсем не видно бабочек, мух, комаров, стрекоз и других насекомых. Как и где они пережидают долгую и холодную пору? Оказывается, у разных насекомых свои способы справиться с зимними условиями.

Как божья коровка готовится к зиме? Эта маленькая красавица всем нравится, потому что имеет яркую глянцевую окраску и считается символом счастья. Однако между собой жучки не слишком дружат— они, видимо, мечтатели, которые наслаждаются жизнью в одиночестве. Но когда на улице начинает опадать листья и воздух становится прохладным, божьи коровки объединяются в группки и ищут теплые места для зимовки, такие как: кора деревьев, мох, камни. Сообразительные красно-черные бусинки прячутся в квартирах. Основная задача солнышка осенью — поиск сухого и уютного места для отдыха. Снежную зиму эти насекомые, к сожалению, не видят, ведь впадают в спячку еще до ее прихода.

Как муравей встречает зиму? Муравьи постоянно держатся группами и всю жизнь строят домики, которые называются муравейниками. Эти трудолюбивые букашки совсем не боятся холода, потому что не замерзают даже тогда, когда мы надеваем шубы и перчатки. Им не нужно искать место для зимней ночевки, ведь они всегда могут отдохнуть в лабиринтах муравейника. Однако к зиме они, все же, готовятся. Так, осенью в теле муравья выделяется специальная жидкость, которая согревает его изнутри. А называется она глицерин. Именно благодаря этой магической жидкости муравьи не мерзнут зимой.

Как зимуют пчелы? Труженицы-пчелы на зиму в спячку не впадают. С наступлением холодов матка прекращает кладку яиц, а пчелки все больше времени проводят в гнезде. Все они скапливаются вокруг личинок и куколок, чтобы поддержать температуру, необходимую для их жизни. Никаких работ пчелки зимой не выполняют, сидят почти неподвижно. Клубок пчел состоит из 30-35 тысяч особей. Внутри клубка температура всегда выше, чем снаружи. Поэтому пчелки, которые замерзли, протискиваются вглубь, а их место занимают пчелы, которые побывали в тепле. Главные враги пчел зимой — сильные ветры, влажность и голод, поэтому пчеловоды должны постараться, чтобы обеспечить пчелкам спокойную и уютную зимовку.

А паук — трус. Осенью пауки скрываются, чтобы не встретиться лицом к лицу с холодной зимой. Водяной паук кутается в кокон и погружается под воду, где засыпает до весны. Пауки, которые живут в лесу, или на улице прячутся в деревянной коре. А те, что пугают нас дома, засыпают где-то в щелях.

Что делают зимой комары и мухи? Интересно, что комарики и мухи на зиму прячутся в оконных рамах и щелях домов. Муха, которая упала в спячку, способна просуществовать полгода и больше. С наступлением тепла мухи оживают и ходят, словно сонные. Придя в себя, насекомые возвращаются к привычной жизни, которая обычно длится около месяца. А комары часто не доживают до зимы. Взрослые особи проводят всю свою жизнь, а именно лето и осень, на суше. Дальше все самцы-комары погибают, а самки (и то не все) отправляются на водоемы, чтобы переждать зиму, а весной отложить яйца для зарождения новой жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков).

Коспект комплексного НОД по теме «Насекомые» во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Организационно-образовательная деятельность направлена на уточнение и систематизацию знаний детей об осенних изменениях в природе, о подготовке животных к зиме.

Календарное тематическое планирование.

Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам.

Данный материал будет полезен и интересен воспитателям групп старшего дошкольного возраста при взаимодействии с родителями (законными представителями) по реализации тематических недель в группе компен.

План-программа деятельности по реализации образовательной программы группа старшего дошкольного возраста компенсирующего вида (ТНР) «Бригантина» (с 5 до 7 лет)Месяц: Сентябрь. Дата: с 19.1.

Источник

Конспект НОД для подготовительной группы «Как зимуют насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
конспект НОД как зимуют насекомые 20.69 КБ
презентация к НОД как зимуют насекомые 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Калайтан А. В., БДОУ г. Омска «Детский сад № 148», 2014 год

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Тема: Как насекомые зимуют.

Цель: продолжать учить детей коллективному сочинению сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился».

Систематизировать и дополнить знания о насекомых, сообщить интересные факты о них;

Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире;

Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности;

Продолжать учить отгадывать загадки, используя такой прием как разгадывание кроссворда;

Продолжать учить изображать художественную композицию на заданную тему.

Проектор, презентация по теме, карандаши, листы бумаги.

Перед детьми стоит доска, на которой – презентация по теме (слайд1)

— Сегодня мы с вами поговорим об интересном явлении. А о каком, вам предстоит узнать. Для этого отгадайте кроссворд (слайд2)

— Мы отгадываем слово за словом, загадки и картинки вам будут помогать. И то слово, которое получится в середине – и будет названием нашей темы, мы узнаем, о чем пойдет речь. Готовы?

Он — музыкант и знает в этом толк,

Хоть и похож на огуречика,

Ну кто из нас не знает зелёного … (кузнечика).

Не птичка , а с крыльями. (бабочка)

На солнечной полянке, на речке у пруда

Кружится егоза. Её названье — … (стрекоза).

Весною на опушке в ковре цветущих трав,

Как звонкая капель жужжит мохнатый … (шмель).

Летит – жужжит. Сядет – молчит. (жук)

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят — у меня есть жало.

И на брюшке полоса,

Потому, что я … (оса).

Ей в шкафу вольготно жить:
Раз — личинки отложить,
Два — наесться вкусной шерсти,
Три – по комнате кружить.

В результате же – четыре –
Кто летает по квартире,
Дразнит целую семью,
Даже бабушку мою? (моль)

Голос тонок, нос долог.

Кто их убьёт – свою кровь прольёт. (комары)

Живёт в лесу малыш изящный,

Пусть ростом мал, да работящий.

Весь день без устали снуёт –

То прут, то брёвнышко несёт. (муравей)

Кроссворд заполнен. Видно, что ключевое слово – насекомые.

Сообщается об этом детям. Делаем вывод, что мы будем разговаривать о насекомых.

— Но ведь о насекомых можно говорить много и долго. О чем же конкретно мы будем беседовать, вы это узнаете из стихотворения.
(слайд26-31)

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке —
Русская румяная зима!
(Дмитрий Кедрин , 1 октября 1942 г.)

— О чем это стихотворение?

— О смене времен года.

— Правильно. Сегодня мы поговорим о том, как насекомым живется. А именно как нелегко им приходится во время «русской румяной зимы».

Мы божьи коровки (прыжки) —

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

— Отдохнули? А теперь присядьте и послушайте красивую историю.

(по ходу рассказа меняются слайды 32-39

Не обязательно рассказывать всю историю, можно сделать выборку по смыслу)

Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Одинокая ворона на вершине старого тополя зябко втянула голову в плечи — наверное, завидует улетевшим на юг журавлям. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым — крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?

Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Срок их жизни — один-два теплых месяца, иногда день-другой.

Вот тихо сидит на травинке пестрый летний мотылек . Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки. Бабочка сидит неподвижно. Медленно, постепенно угасают в ней жизнь, слабеет дыхание. Сначала бабочка вздрагивает от каждого постороннего движения, потом до нее можно дотронуться — она не пошевельнется. Так умирают насекомые — тихо, спокойно, словно погружаясь в глубокий сон. Пройдет день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадет на землю. Вот и все.

Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.

Но иногда среди январской стужи в комнате вдруг запляшет на окне раскрасавец павлиний глаз. Оказывается, бабочка спряталась осенью где-то между рамами, а теперь разбудило ее тепло отопительных батарей. Если поставить в комнате блюдечко с подслащенной водой, бабочка может прожить до весны. За окном вьюга, мороз, а по комнате порхает вишнево-красная бабочка — прощальный подарок минувшего лета. Многие из бабочек — крапивница, траурница и павлиний глаз — заберутся осенью глубоко в кучи сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.

В природе насекомых, перезимовавших взрослыми, легко узнаешь — они появляются весной самыми первыми. Еще не весь снег растаял, а уже летают желто-серые крупные мухи, похожие на обычных комнатных мух. Летом их и не увидишь, а глубокой осенью эти насекомые назойливо лезут в комнату, ищут места потеплее, где можно спастись от холода.

Почва, слой сухой хвои в лесу — обычные места зимовки насекомых. Где-нибудь в сухой трухе старого пня можно найти толстого мохнатого шмеля или черно-желтую осу. У шмелей и ос зимуют только самки. Гибнут самцы, гибнут и рабочие осы, пустеет изящное, но совершенно негодное для жизни в морозную зиму гнездо, а молодые самки ищут зимние убежища в трухлявых пнях. Не слишком удобные хоромы, зато тепло и безопасно.

Божьи коровки летом живут поодиночке, не обращая друг на друга внимания, но осенью многотысячными стаями слетаются в места зимовок. Никто толком не знает, почему эти жучки скапливаются среди сухой листвы в каком-то одном месте в несчетном количестве. Кругом точно такие места, кучи старой листвы, но коровки их избегают и летят, летят без конца, собираясь со всей округи к заветному месту, словно по какому-то единому для всех приказу.

Все ли зимующие насекомые погружены в глубокую зимнюю спячку? Оказывается, часть насекомых не впадает в зимний сон и почти всю зиму ползает, роется, копошится, будто и нет зимы. Тайная, скрытая от человеческого глаза жизнь теплится под снежным одеялом.

Но почему же холод не убивает насекомых? Неужели же жидкости в теле насекомых замерзают, превращаются в лед?

И на этот вопрос ответят только факты. Ударьте в десятиградусный мороз топором по лежащему на улице полену. Не в первом, так во втором полене вы найдете спящую личинку жука-дровосека. Она будет неподвижной, но мягкой. Значит, и жидкость в ней не замерзла. Не замерзает она потому, что насекомое прекрасно подготовлено к зимовке. Как только лето пойдет на убыль, в тельце насекомого образуются толстые слои жира, а воды становится все меньше и меньше. Если бы в организме оставалась свободная вода, она бы замерзла при нуле градусов и кристаллики льда разорвали бы нежнейшие ткани насекомого. Осенью на месте воды внутри тела насекомого вырабатывается глицерин — жидкость, не замерзающая даже в самые лютые холода.

Откуда насекомые узнают о предстоящей зиме? Здесь не может быть единого ответа. Для одних сигналом служит приход холодных августовских ночей; другие чувствуют, как становятся короче дни; у третьих как бы установлены внутри невидимые часы, которые ведут счет жизни насекомого. Общее для всех только в одном: насекомые не знают, не думают о будущей зиме. Их организм сам, как бы автоматически, начинает выполнять все то, что нужно для зимовки.

Перестройка организма при подготовке к зиме и сама зимовка за долгие миллионы лет стали для многих насекомых необходимостью. Найдя осенью куколку бабочки, вы вносите ее в теплую комнату и ждете, когда насекомое вылупится. Но чаще всего ваши ожидания будут тщетными. Куколка должна пробыть на холоде месяц-другой. Закалка морозом необходима для ее успешного развития. Поэтому лучше оставить ее до января в холодильнике или просто на улице, а потом внести в тепло. И в один прекрасный день в картонной коробке, где тихо покоилась куколка, развернет свои многоцветные крылья красавица бабочка.

После рассказа о насекомых (при необходимости параллельно вести беседу с детьми по теме), провести физминутку.

Муравей нашёл былинку,
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинке
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,
Он ползёт уже с трудом
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Коллективное сочинение сказки на тему: «Как Муравей Иванович к зиме готовился» (слайд39)

Предложить детям сочинить сказку. Напомнить о правилах сочинения на заданную тему (не отвлекаться от темы; у сказки должно быть начало, середина и конец).

Воспитатель начинает, дети по очереди продолжают сочинять и рассказывать.

«Осень была в самом разгаре. Ветер дул все сильнее, солнышко уже совсем не грело, листьев на деревьях становилось все меньше и меньше, а день – все короче и короче.

И вот наступил такой день, когда Муравей Иванович понял – пора. »

После рассказа сказки, ее можно записать и в последующем оформить альбом с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к сказке. Под спокойную музыку, дети рисуют иллюстрации к сочиненной сказке.

Источник

Читайте также:  Золотеющая осень листвою плачет
Adblock
detector