Меню

Развитие речи подготовительная группа конспекты занятий осень

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Вот какая осень»

Алина Большакова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Вот какая осень»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Вот какая осень»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень».

Задачи:

• Систематизировать и обобщить знания о времени года «Осень».

• Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях. Совершенствовать грамматического строя речи.

• Совершенствовать навыки слогового анализа.

Оборудование: репродукции картин русских художников И. Левитан «Золотая осень», Е. Бурмакин «Ранняя осень», В. Плотников «Поздняя осень». Диск с записью пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков о леса и дождя. Мольберт, мяч, предметные картинки: лужа, дубы, вода. Репродукция картины И. Шишкина «Осенний пейзаж». Осенние листочки для командных соревнований. Контейнер с фишками для звукового анализа. Призовые фишки.

I. Организационный момент

(Создания эмоционального положительного фона занятия.)

Ход занятия:

Воспитатель входит с куклой Петрушкой, он держит палитру и осенний лист.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел и что он принес?

Петрушка нас приглашает отправиться в осенний лес и посмотреть какая осень. Но прежде чем нам отправиться, нам нужно подкрепиться.

Воспитатель показывает слайд корзина

2 Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что находится в этой корзине? (ответы

Осень принесла гостинцы.

Воспитатель:- Посмотрите, что она принесла (овощи). Назовите их (помидор, огурец, капуста, репа, перец и т. д. А может быть здесь лежит помидор?

— Как ласково можно сказать про него? (помидорчик).

— большой помидор, как мы про него скажем? (помидорище)

морковь-(морковочка)-морковища; картошка (картошечка)-картошища.

Давайте мы с вами приготовим язычок и вспомним чистоговорку об огурцах.

Ец-ец-ец-очень вкусный огурец

Осень не только вам прислала овощи, но и что? (фрукты).

Д/игра: «Звук потерялся»

Воспитатель: Ребята в слове помидор, где стоит звук [р](в начале, в середине, в конце слова).

Воспитатель: Замечательно, умницы.

Воспитатель: ребята какая осень? (плодородная)

Воспитатель: Ну что ж подкрепились, пора в путь дорогу! Встали друг за другом и поехали (звучит веселая музыка).

Вот мы и приехали в лес.

Ребята, посмотрите как здесь красиво. Осень –это прекрасная пора.

— Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Какой звук повторяется в месяцах? (рь)

— Какой он мягкий или твердый? (мягкий)

Какие признаки осени вы знаете?

(Дети перечисляют признаки: идут дожди, солнце не греет, птицы улетают)

Воспитатель: давайте сравним лето с осенью и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать предложение.

-Летом бывает жарко, а осенью …

1-й ребенок. … холодно.

— Летом бывает солнечно, а осенью …

2-й ребенок. … пасмурно.

— Летом чаще бывает сухо, а осенью.

3-й ребенок. … дождливо.

— Летом чаще бывает ясно, а осенью….

4-й ребенок …. ненастно.

— Значит, ребята осень какая? (грустная)

Воспитатель: Ребята, а что это за звуки? (звучит музыка леса Чайковский).

Вы знаете, что осень издает звуки. Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш».

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А. Суслов)

Воспитатель: значит какая осень? (музыкальная)

Воспитатель: А теперь, я предлагаю отдохнуть на осенней поляне и поиграть. Давайте мы представим,что мы осенние листочки.

Физминутка «Осенние листочки»

Мы, листики осенние,

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Воспитатель: Значит осень, у нас игривая.

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, (бросает мяч детям, они отвечают и бросаю обратно)

На березе – березовые, на клене – кленовые

На рябине –рябиновые, на дубе –дубовые,

На осине – осиновые, на тополе –тополиные,

На липе – липовые, на каштане – каштановые

1. Игра в кругу “Назови ударный звук”:

Осень, сентябрь, туча, грибы, ягоды, шиповник, дождик, птицы, сыро, солнце, листопад, стая, корзина, урожай, фрукты, овощи.

Читайте также:  Как полоть малину осенью

Воспитатель: ребята пока мы гуляли по лесу, я собрала листочки.

Что можно из них сделать? (поделку, коллаж)

А теперь нам пора возвращаться в д/сад. Давайте скажем Петрушке спасибо за такую чудесную прогулку. (дети под музыку идут по кругу) Подведение итогов.

Вы отлично поработали. И вы теперь знаете какая осень.

«Ах, какая осень, ах, какая!» Фотозарисовка осенней прогулки Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Согласитесь, осень бывает разная! Если вспомнить прошлогодний сентябрь, то он радовал.

«Ах, какая осень, ах она какая!» Фотоотчет о прогулке Вот и наступил последний месяц осени – ноябрь. Первые дни месяца, были сырые, дождливые, холодные. Но вдруг погода изменилась, видно осень.

Фотоотчет «Ах, какая осень, ах какая! Вся из желтых листьев — золотая!» Видео Уважаемые коллеги! Осень «золотая» — прекрасная пора для знакомства детей с природой, игр и развлечений. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет.

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.

Источник

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_osen.docx 15.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»

Выполнил: воспитатель 1КК Ткачева Т.Ю.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»

Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени.

Материал для занятия : конверты с картинками, куб с изображениями, листья с различных деревьев.

Ход образовательной деятельности .

Дети садятся на ковер в круг.

Ребята, назовите какие времена года вы знаете. (Зима, весна, лето, осень)

Отгадайте загадку, о каком времени года в ней говориться:

Когда это бывает? (Осенью)

— А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Послушай те поговорку про осень, и подумайте, как вы понимаете значение этой поговорки:

От осени к лету назад поворота нету. (времена года идут в определенной последовательности)

— А какие приметы осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, чаще идут дожди, птицы улетают, становится холоднее)

— Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, багряные, красные, оранжевые)

— Осенью часто идут дожди, какие они бывают? (холодные, моросящие, грибные, ливни)

— Что происходит с днем и ночью? (дни становятся короче, а ночи длиннее)

— Чем занимаются люди осенью? (собирают урожай).

Вот мы и вспомнили все приметы осени.

А сейчас послушайте стихотворение, слушайте внимательно, потом нужно будет ответить на вопросы. Напоминаю, что на вопросы мы отвечаем полным ответом.

Осень длинной тонкой кистью

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист резной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой.

Облетел весь лес цветной!

Как обидно. как обидно.

Листьев нет, лишь ветки видно.

— О чем это стихотворение? (это стихотворение о Осени)

— Чем Осень перекрашивает листья? (Длинной тонкой кистью)

— В какие цвета покрасила Осень листья? (красный, желтый, золотой)

— Кто подул на деревья? (на деревья подул ветер)

— О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении? (В этом стихотворении речь идет о листопаде)

Правильно, а какие два слова спрятались в слове листопад? (Листья и падают)

Давайте с вами поиграем с листочками, устроим свой листопад.

Листопад, листопад! (взмахи руками)

Листья кружатся, летят. (покружились)

Мы за ними побежали, (бег на месте)

Но никак их не догнали (пожали плечами)

В парке будем мы гулять,

В букет листья собирать. (Ходим и собираем листья по ковру)

Молодцы, садитесь на ковер.

Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте отгадаем с каких деревьев они упали.

Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.

— С какого дерева этот лист? (с березы)

— Значит он какой? (березовый)

— С какого дерева этот лист? (с дуба)

— Значит он какой? (дубовый)

— С какого дерева этот лист? (с клена)

— Значит он какой? (кленовый)

— С какого дерева этот лист? (рябины)

— Значит он какой? (рябиновый)

— С какого дерева этот лист? (с осины)

— Значит он какой? (осиновый)

Мы знаем, что осенью природа вокруг меняется. Давайте поиграем в игру. Но для этого нам надо сесть друг на против друга.

(Куб. На каждой грани изображение: трава, небо, дождь, листья, ветер, елка.)

Мы будем бросать куб друг другу, и отвечать на вопросы по картинке, которая попалась; только ответы должны быть полные и не должны повторяться.

— Какая стала трава? (трава стала желтая, сухая)

— Какое стало небо? (небо стало хмурое, серое)

— Какой стал дождь? (дождь стал частый, холодный, моросящий)

— Какие стали листья? (листья стали разноцветные)

— Какой стал ветер? (ветер стал холодный, порывистый, резкий)

— Что произошло с елкой? (елка осталась зеленой)

Садимся за столы, у каждого на столе лежит конверт. Ваша задача со своим соседом по парте собрать картинку.

— Что у вас получилось «Скажи ласково»

трава — травушка, травка

туча — тучка, тученька

лес — лесок, лесочек

лист — листик, листочек

ветер — ветерок, ветерочек.

А теперь придумайте предложение по картинке, которая у вас получилась, только предложения повторяться не должны.

Белка осенью делает запасы. Или Белка осенью меняет шерстку.

(Выслушиваются ответы детей)

Ребята, давайте подведем итог. Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)

О каком времени года говорили?

Молодцы, на этом наше занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлогаю конспект нод по развитию речи в подготовительной группе. Данный материал будет полезен воспитателям, так и музыкальным руководителям. Этот конспект направлен на развитие темпа ритма речегого.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группена тему: «Осень»Воспитатель: Асанова Н.А. Цель: продолжать развивать речь детейЗадачи: совершенствовать речь, как средство общения. Ут.

Развитие детского словесного творчества, побудить детей к высказываниям об увиденном.

Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники.

Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники.

Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить прим.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень золотая».

Источник

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень. Составление рассказа»

Ольга Бурлуцкая
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень. Составление рассказа»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Осень. Составление рассказа»

Цель: развивать связную речь детей, активизировать словарный запас по теме «Осень».

-обогащать активный словарь детей по теме «Осень», учить отвечать на вопросы полным предложением;

— учить подбирать прилагательные к заданному существительному;

— учить составлять рассказ по картинке, используя опорные картинки – символы с эпизодами;

— воспитывать любовь к природе.

Интеграция: ОО – речевая, познавательная.

Словарная работа: ранняя осень, поздняя осень, березовый, кленовый, дубовый, рябиновый, листопад, характеристики погоды.

Оборудование: шаблоны осенних листьев для игры «Какой это листок?», картинки-символы для составления рассказа по пейзажу, иллюстрация ранней осени, мяч, магнитная доска, колокольчик.

Ход занятия

Дети собираются вокруг воспитателя (стоят в кругу, взявшись за руки).Приветствие:

Мы очень рады вам.

Мы рады всем друзьям,

(Называем имя каждого ребенка,

Мы рады Снежане Валерьевне,

Как рады мы гостям!

— Я принесла вам сегодня волшебный мяч и мы с ним поиграем. Мяч волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

— какое сейчас время года? – сейчас осень.

— листья осенью что делают? – листья осенью желтеют и опадают.

-дождь осенью что делает? – дождь осенью моросит, идет.

— урожай осенью что делают? – урожай осенью убирают.

— птицы осенью что делают? – птицы осенью улетают в теплые края.

— деревья осенью что делают? – деревья осенью роняют листья.

— звери осенью что делают? – звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

— ветер осенью что делает? – дует, обрывает листья.

— Ребята, куда приглашает нас колокольчик? (Колокольчик приглашает нас в гости к книжке). Дети проходят к библиотеке и присаживаются на стульчики.

— Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».

(отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».)

— Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

— А как вы догадались? (трава потемнела, птицы стали улетать)

— А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

— А почему шуршат опавшие листья? (потому что сухие)

— Если листья шуршат, как вы думаете – дождливая погода или нет? (сухая погода)

-Вы верно все ответили. Молодцы, ребята. За это книга вам дарит вот такой красивый волшебный осенний листок. До кого он дотронется, тот превратится в осенний листочек.

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Листья танцуют свой хоровод

Снова вернутся лишь через год.

Хоровод на землю приземлился.

-Ребята, посмотрите, какие красивые листочки нам принес ветер.

Дидактическая игра «Какой это лист?»

-Покажите у кого желтые листочки? С какого дерева эти листочки? (с березы)

— А лист березы как называется? (березовый)

Аналогично дети называют листья клена, рябины и дуба.

— Как назвать все листья одним словом? Какие это листья? (осенние) Эти листочки помогут нам разгадать загадки, которые я для вас приготовила.

Детям предлагается сесть за столы и рассмотреть иллюстрацию, которая висит на магнитной доске.

-Какое время года здесь изображено? (осень) – Ранняя или поздняя осень? (ранняя).

— У каждого из вас, а у меня на доске, есть картинки-символы к этой иллюстрации. По каждой из этих картинок мы составим предложение и у нас получится рассказ об осени. (Дети выкладывают картинки-символы в виде дорожки-рассказа.)

Наступила золотая осень.

Светит яркое солнце.

На деревьях разноцветные листья: желтые, оранжевые, красные.

Осенью все надевают теплую одежду.

Люди собирают урожай и фруктов.

-Как называется такая осень? (ранняя)

— Молодцы, ребята, хорошо потрудились. А что нам помогло составить такой хороший рассказ? (картинки-символы, наши разноцветные листочки) А раз листочки вам так хорошо помогали, то возьмите их себе на память от золотой осени.

Итог. Вот наше занятие и подошло к концу. О каком времени года мы сегодня говорили? Какие помощники у вас были? Что вам больше всего понравилось на занятии? Спасибо вам, ребята. До свидания!

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей «Составление рассказа «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе 6–7 лет «Составление рассказа по картине «В школу» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе 6 -7 лет Составление рассказа по картинке «В школу» Шубенкина Оксана Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по натюрморту «Овощи» в подготовительной группе Цель: обучение детей составлять описательный рассказ натюрморта. Задачи: 1. учить детей составлять описательный рассказ натюрморта по плану;.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление рассказа «8 Марта — Мамин день» Цель: продолжать учить детей составлять творческие рассказы из личного опыта по плану; учить подбирать глаголы и прилагательные к существительному;.

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Составление рассказа о зайце» Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы. Тема: Составление рассказа о зайце. Цель: Формировать умение составлять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа об игрушке» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление рассказа об игрушке» Задачи: — Самостоятельное описание игрушки;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке» Цели: • Формировать умение детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. • Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на 22.01.2019 Тема: «Составление описательного рассказа «Зима» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Конспект по развитию речи в старшей «Б» группе составлен на основе О. С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет Стр. 48 Тема: Составление рассказа.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему «Составление рассказа «Зимние развлечения» Программное содержание: — Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. — Учить понимать смысл образных выражений,.

Источник

Adblock
detector