Меню

Региональный компонент по теме осень

Конспект занятия в средней группе «Осень в родном краю»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки

Скачать:

Вложение Размер
4osen_v_rodnom_krayu.docx 17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Ромашка» с. Шаумян муниципального образования Туапсинский район

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшей группы «Осень в родном краю».

Цель : формирование знаний о признаках осени

· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.

· развивать речь, познавательную активность

· воспитывать любовь к окружающему миру

Демонстрационный материал : Картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки грибов, зверей, птиц.

Методические приемы : рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа — диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физминутка «Листочки», нетрадиционное рисование трафаретами.

Ход занятия:
Минута вхождения:
(Воспитатель берёт детей за руки и встает в круг)
Воспитатель.
— Чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было.
(на фоне красивой музыке)
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко – рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
— Давайте же и мы поприветствуем друг друга! (дети по очереди говорят «Доброе утро, Слава» и передают солнышко)
— Доброе утро! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

Сейчас вы услышите рассказ — загадку попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. (Рассказ читается под музыку П.П. Чайковского из сборника “Времена года”).

“В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнаешь родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к тёплым синим морям”.

(Отрывок из рассказа О. Иваненко “Спокойной ночи”)

— Посмотрите внимательно на картинки и скажите о каком времени года мы будем говорить?

— Правильно об осени.

— После какого времени года наступает осень?

— Расскажите мне о приметах осени.

(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края)

— Назовите осенние месяцы.

— Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

— Что делают люди в садах и огородах?

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)

— Молодцы с этим заданием справились.

Мы- осенние листочки Мы летали, мы летали,

Мы- осенние листочки А потом летать устали.

Мы на веточке сидели Перестал дуть ветерок,

Ветер дунул полетели. Мы присели все в кружок.

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

Беседа о названиях месяцев.

Первый месяц осени — сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”.

— За что, его так называют?

— Почему хмурень? Объясните. (дождь, погода хмурится)

— Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: “Сентябрь птиц в дорогу собирает” Объясните эту пословицу.

— Какие птицы улетают от нас? (Ласточки, скворцы, грачи, журавли — насекомоядные).

Второй месяц осени — октябрь в народе называют “мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой”.

— Как вы думаете, почему? (больше дождей, грязно везде)

Последний месяц осени — ноябрь, который в народе называют “полузимник, ледовый кузнец”.

В ноябре бывают по утрам заморозки. На лужах появляется тонкий лед.

В это время улетают водоплавающие птицы. Какие? (Утки, гуси, лебеди).

— Почему они улетают? (становится холоднее)

— Но и к нам прилетают птицы. Назовите их. (Снегири, синички).

— В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Раскладываю картинки грибов.

(Называют съедобные и несъедобные грибы)

— Молодцы и это вы знаете.

Воспитатель. Ребята, отгадайте, о ком эта загадка? Кто живет в осеннем лесу?

Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую… (лису)

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный?

Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Воспитатель: Скажите, ребята, а чем занимаются звери осенью? (Готовят запасы на зиму)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто- то плачет? Да это же бельчонок. Ребята давайте спросим, чем он расстроен? Он переживает, что не успеет подготовится к зиме, сам не справится! Поможем бельчонку заготовить запасы на зиму?

(Дети выполняют задание )

Воспитатель: Вот вы и помогли бельчонку, давайте вспомним чем мы с вами занимались, что нового узнали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти.

Занятие по развитию речи.

Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи:-учить детей обобщать в изображениях результаты своих наблюдений за изме.

занятие «Осень» средняя группа.

Конспект занятия в средней группеТема:»Экология родного края&quot.

Расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Воспитывать интерес к художественному творчеству. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой «отти.

Расширение знаний детей о диких животных, как они приспасабливаются к изменениям погодных условий.

Источник

Конспект занятия с включением регионального компонента «Осеннее путешествие»

Любовь Иванова
Конспект занятия с включением регионального компонента «Осеннее путешествие»

Тема: «Осеннее путешествие».

-Работать над развитием фразеологической и связной речи.

-Отвечать на вопросы, согласно предварительному условию, односложно или распространённым предложением.

-Учить выделять слова-предметы, признаки,действия из стихотворного текста.

-Закреплять навыки образования грамматических форм ед., и мн. ч. относительных прилагательных; согласования разных частей речи в роде,числе,падеже.

-Закреплять умение пользоваться мнемотаблицей при чтении стихотворного текста.

-Активизировать словарь по теме «Осень»./Названия деревьев,овощей,фруктов,ягод/.

-Уточнить и дополнить знания детей об использовании овощей,фруктов, ягод людьми.

-Продолжать учить согласованному пению: умению слушать друг друга; одновременно начинать пение после музыкального вступления, по сигналу музыкального руководителя.

-Способствовать развитию артикуляционного аппарата через выполнение специальных упражнений; мелкой моторики руки; навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

-Работать над развитием психических процессов: наглядно-действенного мышления, памяти, внимания, воображения.

-Поддерживать и развивать любознательность детей, познавательный интерес к окружающему миру, желание пополнять знания о природе Карелии.

-Работать над развитием музыкального слуха, расширением объёма знаний в различных музыкальных областях /танец, хоровое пение/.

-Воспитывать культуру общения: умение выстраивать диалог; выслушивать товарища, корректно исправлять его ошибочные высказывания.

-Формировать смелое речевое поведение.

-Умение прилагать произвольное усилие для следования правилам поведения на занятии.

-Стремление использовать невербальные средства общения: дружескую улыбку, взгляд, «позу заинтересованного слушателя» /небольшой наклон туловища в сторону говорящего/.

-Желание пополнять знания в области музыкальной культуры.

Ход занятия.

Воспитатель в наряде Осени приходит в группу, здоровается с детьми; уточняет, узнали ли ребята гостью. Показывает мнемотаблицу к стихотворению «Осень».

-Мне в руки попала шифровка. Её создала Настя. В ней зашифровано стихотворение.Я смогла разгадать первое слово: «ходит». Может, вы прочтёте это стихотворение?

Дети хором читают стихотворение, опираясь на символы мнемотаблицы.

-Да, моё время — замечательное! А следом сразу приходит весна!

/Дети исправляют ошибку в высказывании: за осенью следует зима/.

-Зато у меня целых пять месяцев времени в году!

/Дети опровергают: не 5, а 3 месяца/.

-Назовите их по порядку. /1- сентябрь,2- октябрь,3- ноябрь. /

-Как в народе называется сентябрь?/Золотая осень, пасмурник. /

-Октябрь? /Листопад, листобой, капустник, грязник. /

-Ноябрь? /Предзимье, грудень. /

— Вы часто вспоминаете сентябрь в своих высказываниях. А поскольку я- волшебница, могу перенести вас ненадолго в сентябрь, в золотую осень. Хотите?

Из помещения группы переходим в музыкальный зал. Рассаживаемся перед мультимедиа экраном.

-Полюбуйтесь на осенний пейзаж. Сейчас перед нами поочерёдно пройдут деревья Карельского леса. Отгадайте, какое дерево появится на экране?

«Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?»

-Про какое дерево загадка? /Про ель/.

-Ель какая? /Зелёная, колючая, высокая, треугольная, великолепная, большая, вечнозелёная, стройная. /

-Что делает? /Растёт, качается, наклоняется, скрипит, слушает, сторожит. /

-У ели есть родственница. Они из одной семьи. Подскажите, как называется это дерево? /Сосна/.

-К какой семье деревьев принадлежат ель и сосна? /Ель и сосна- хвойные деревья. /

-А остальные деревья карельского леса, к какой семье принадлежат?

/Остальные деревья — лиственные/.

-Назовите их. /Односложные ответы: осина, рябина, берёза, ива, ольха, дуб, клён/.

-О каких деревьях эта загадка? «Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки». /Это берёзы/.

-Берёза какая? /Белоствольная, стройная, высокая, кудрявая, осенняя, желтолистая. /

-Берёза что делает? /Растёт, качается, шелестит, наклоняется, красуется. /

-А это дерево можете назвать? /Это рябина/.

-Как узнаём её среди других деревьев? /У рябины красные ягоды. /

-Как висят ягоды на ветках, по одной или собраны вместе? /Ягоды рябины собраны в кисти. /

-Какие стихотворные строки мы знаем про рябину?

«В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.»

-Кто назовёт автора этих строк? /Это стихотворение написал Сергей Есенин. /

-Назовите это дерево. /Это дуб. /

Послушайте стихи о дубе, назовите из текста слова-предметы, слова-признаки, слова — действия.

Дети читают стихи. 1- И. Токмакова «Дуб». 2- Н. Субботина. «Дуб».

3- Н. Нехаева. «Дубок».

Слова-признаки: 1-зелёный, выносливый, закалённый;

2-могучий, сильный, вековой, большой;

Слова-действия: 1- не боится, сказал, простудиться, стоит;

2- стоит, шелестят, лежат;

3- вырос, потрогать, пройдут, пролетят, пробегут, вырастет.

-Напомните мне, какой сейчас месяц осени? Как по-другому люди называют октябрь? (Вопросы адресованы детям с недостаточно развитыми психическими процессами: памяти, внимания.) /Листопад,

и летают по ветру.

«Танец с листьями» под муз. Пугачёвой А. Б. «Осень».

После танца Осень собирает листья в красивый букет.

Посмотрите, на опушке растут деревья. По-моему, под елью кто-то спрятался.

/Дети подходят к столику с деревьями, заглядывают под ель, видят ежей / пособия для массажа рук/.

Учитель-логопед говорит о том, что ёжики, наверное, испугались ребят, предлагает успокоить животных, погладить их. /Массаж ладоней. /

Осень обращает внимание детей на другие деревья,растущие на опушке: «Посмотрите, мне кажется, в них есть что-то странное.» /Дети вглядываются в деревья и замечают, что на каждом дереве «растут» листья от разных лиственных деревьев и даже есть шишки. /

Учитель-логопед и Осень проводят опрос детей.

— С какого дерева лист ты видишь на этом дереве? / с берёзы, клёна, дуба. /

-Лист берёзы /клёна, дуба /-какой лист?/ Берёзовый, кленовый, дубовый. /

-А шишки, с какого дерева? /С ели/ Значит, это какие шишки? /Еловые/

Налетел осенний ветер и сбросил листья с деревьев. Подуйте на листья. /Работа над развитием умения делать длительный выдох после энергичного короткого вдоха через нос. Педагоги напоминают, что при выдохе щёки не надуваются; воздух идёт на кончик языка. / Дети выполняют упражнение.

Учитель-логопед предлагает собрать разлетевшиеся листья и укрыть ими ежей под елью.

Музыкальный руководитель: «Осень, дети приготовили для тебя песню про листопад. Хочешь её послушать?»

— С удовольствием! / Муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёнова. «Листопад»

Осень: «Посмотрите, какой урожай овощей, фруктов, ягод я вырастила в садах, огородах, на даче. Возьмите корзинки, пойдём собирать урожай» Дети берут корзинки.

Учитель-логопед проводит физминутку «Собираем урожай на даче».

Осень предлагает собрать овощи с грядок. Дети подходят к столу с «грядками», собирают овощи в корзинки.Педагоги проводят словарную работу:

-Как убирают морковь?/Выдёргивают из земли. /-Капусту?/Срезают/.-Картофель?

/Выкапывают/.-Помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны?/Срывают/.

Параллельно идёт работа по закреплению навыков счёта и сравнения множеств.

-Сколько в твоей корзинке помидоров? /морковок, огурцов. / Чего больше? На сколько больше огурцов, /баклажанов, морковок. / чем помидоров /капусты, кабачков. /?

Осень предлагает перейти в сад и собрать урожай фруктов с деревьев и ягод с кустов Дети собирают сливы, яблоки, груши. Педагогами проводится опрос детей.

/См. выше. Работа «в огороде»/.

— Что можно приготовить из овощей и фруктов? /Из овощей можно сварить борщ, щи; приготовить пюре; картофель можно поджарить. Из фруктов можно сварить варенье, компот, повидло, выжать сок. /

Осень: «А мы сегодня будем делать заготовки на зиму. Надо законсервировать овощи и фрукты. Давайте, выберем банки для работы. Какие овощи поместим в самые большие банки? А в маленькие? /Дети выбирают «банки» — плоские картонные силуэты банок, из корзинок выкладывают в них овощи,отвечают на вопросы педагогов: «В большие банки надо положить помидоры, огурцы, можно добавить капусту. /

-Чем заполним маленькую банку? /Ягодами, вареньем, повидлом. /

Остальные банки заполните по своему усмотрению овощами, фруктами или ягодами.

Дети выполняют задание,педагоги задают вопросы индивидуально: «Варенье из малины — какое варенье?» /Малиновое/. «Джем из яблок — какой?» /Яблочный/.

Уч.— логопед: «Как мы узнаём, какие консервы в банке /Смотрим, читаем надписи на банке/.

-Эти надписи называются этикетки. Вы их приготовите дома, вместе с родителями, принесёте в группу, мы наклеим их на банки и будем использовать затем в играх «Магазин», «Дом» и др.

Учитель-логопед спрашивает детей, понравилось ли им занятие, что больше всего запомнилось. /Дети отвечают на вопросы полными распространёнными предложениями. /

У-Л: Вы ребята отлично потрудились, а теперь мы с вами повторим, что выросло у нас в огороде и расслабим наши пальчики. \Проводится самомассаж фаланг пальцев под стихотворение Крупенчук О. И.

Осень: «А я угощаю вас яблоками из своего сада». Прощается, уходит.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

Перспективный план радела «Приобщение к социокультурным ценностям» Приобщение к социокультурным ценностям Число Тема Программное содержание. Источник 1.09.14 «Моя малая родина Тема «Моя малая родина» Программное.

Источник

Читайте также:  Что делать с кустами виктории осенью
Adblock
detector