Меню

Ветер осенний наводит печаль по небу тучи осенние гонит

Ответы

1
1) Ты внемлЕшь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов — и шлешь ответ (П.).
2) Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную заводЯт, в провалы душные заходЯт (Л.).
3) Я видел, как полЮт, как, беспрестанно нагибаясь, выдергивают сорные травы (Акс.).
4) Горит алмазами пшеница, ковер душистый стелЕт гречь (Фет).
5) Смотри, как роща зеленеЕт, палящим солнцем облита, а в ней какою негой веЕт от каждой ветки и куста (Тютч.).
6) Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжУт, на ригу свезут, просушАт, колотЯт-колотЯт цепами, на мельнице смелЮт и хлеб испекут (Н.).
7) Дождичек вымочИт, солнышко высушИт (Гонч.).
8) Слабый ночной свет чуть сеЕтся сквозь темные стекла (Т.).
9) Варька колЕт лучину (Ч.).
10) Молодая зелень шепчЕт, колышЕтся (М. Г.).
11) Осень дышИт чарой скошенных лугов (Брюс.).
12) Глупых и злых ненавидИт, бедным желаЕт добра, помнИт, что слышИт и видИт (Н.).
13) Для геройства не сыщЕшь предела, у отваги не видно конца (Л.-К.).
14) Больно щипЕт нос и щеки лунный мороз (Гладк.).
15) Мы здесь долго продержИмся (Н. О.).
16) Ветер осенний наводИт печаль, по небу тучи осенние гонИт (Н.).
17) СыпЕт, сыпЕт метель, как вчера, на дорогу (Сим.).
18) По-прежнему зыбИтся море (Н.-П.).
19) У опушки дремлЮт кони, подпирая боком ель; снится им, что в поле стонЕт безголосая метель (Исак.).
20) Равняясь, строЯтся полки (П.).
21) Будет буря. Мы поспорим, и поборЕмся мы с ней (Яз.).

2
1) Что было, то видИм, что будет, то увидИм.
2) Где строИшь, тут и роЕшь.
3) Не по словам судЯт, а по делам.
4) Работа и кормИт и учИт.
5) Конь вырвЕтся — догонИшь, а слова сказанного не воротИшь.
6) Бездонной кадки водою не наполнИшь.
7) ПожалеЕшь лычка — не увяжЕшь и ремешком.
8) Пустая мельница и без ветра мелЕт.
9) Правда глаза колЕт.
10) Потерянного времени не воротИшь.
11) Одной рукой и узла не завяжЕшь.
12) Пашню паш_т — руками не машУт.
13) Ноги носЯт, а руки кормЯт.
14) СкажЕшь — не воротИшь, напишЕшь — не сотрешь, отрубИшь — не приставИшь.
15) Словами, что листьями, стелЕшь, а стеблем в глаза колЕшь.

3
1) Выйдите из класса и пройдите в кабинет физики. — Когда вы выйдете из комнаты, закройте за собой дверь.
2) Выгребите золу из печки. — После того как ее выгребете, затопите печь.
3) Выпишите незнакомые слова в отдельную тетрадь. — Вы выпишете газету на следующий квартал?
4) Выручите меня, пожалуйста, и на этот раз. — Если выручите, буду очень признателен.
5) Вышлите заказанные книги наложенным платежом. — Когда вышлете, сообщите об этом.
6) Выметите окурки и крошки на полу. — В комнате станет чище, когда вы их выметете.
7) Думаю, что тему для классного сочинения вы выберете без затруднений. — Однако не торопитесь и выберите со вниманием.
8) Вытрите руки: они у вас влажные. — Когда вытрете, повесьте полотенце на вешалку.
9) Умолкните хоть на минуту! — Пока не умолкнете, я не буду рассказывать.
10) Быстрее наполните чайник водой. — Когда наполните, поставьте его на плиту.
11) Привыкните к режиму в доме отдыха. — Когда привыкнете, вам он понравится.

Источник

I. Повторение изученного материала

1. Объясните название стихотворения Г. Граубина. Сколько глаголов условного наклонения использовано в тексте?

Бы

Если бы печь не топилась в избе,
Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Читайте также:  Колыбельная для малышей осень

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

Если бы не было этого «бы».

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

2. _1___2_____3____4____5____6____7_________

Под чертой написать спряжение 1 или 2:терпит, держат, заправлять, лежит, внедряют, корчить, прокладывает.

II. Работа по теме.

1. Различение личных окончаний глаголов 1 и 2 спр. (с. 214 – 215), упр. 638, 639, 640.

2. Орфоэпическая работа. Стр. 278. упр. 641 (1 – жалеешь [жы э ]; стригу, стрижёшь, стрижём, стрижёте.

2 – балу́ешь, балу́ю; включи́шь; повтори́шь; поло́жишь; положу́, положи́, положи́те)

3. Выучить шуточное стихотворение, чтобы лучше запомнить глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их с буквой е писать нельзя!

Запомните написание начальной формы глаголов:

Таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться

маяться, надеяться, лелеять – I спр.;

4. Запишите, графически обозначая окончания глаголов.Борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, колышет тростник, сеется дождь, строят дом, пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце.

5. Упр. 642.

6. Объяснительный диктант. Кто поздно сеет, тот редко веет. Скромность украшает человека. Правда и реку остановит. Труд кормит, а лень портит. С правдой обойдёшь весь мир, без правды и шага не ступишь. Словами поля не засеешь. Не посмотришь – не увидишь, не расспросишь – не найдёшь. От гнева стареешь, от смеха молодеешь.

Пословицы

7. Записать глаголы с помощью приставки вы -: летим, пьём, стоишь, сидит, говоришь. Обозначить спряжение.

8. Записать предложения, вставить пропущенные буквы: Ты внемлешь грохоту громов. Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную заводят. В провалы душные заходят. Ч видел, как полют. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, просушат, колотят-колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут. Дождичек вымочит. Солнышко высушит. Слабый ночной свет чуть сеется сквозь тёмные стёкла. Варька колет лучину. Молодая зелень шепчет, колышется. Осень дышит чарой скошенных лугов. Для геройства не сыщешь предела. У отваги не видно конца. Мы здесь долго продержимся. Ветер осенний наводит печаль, по небу тучи осенние гонит. Сыпет. Сыпет метель, как вчера, на дорогу. По-прежнему зыбится море. У опушки дремлют кони, подпирая боком ель; снится им, что в поле стонет безголосая метель. Равняясь, строятся полки. Будет буря. Мы поспорим, и поборемся мы с ней. Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра, помнит, что слышит и видит.

9. Записать пословицы. Выделить окончания глаголов, объяснить их написание (работа у доски): Работа и кормит и учит. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. Бездонной кадки водою не наполнишь. Пожалеешь лычка – не увяжешь и ремешком. Пустая мельница и без ветра мелет. Правда глаза колет. Потерянного времени не воротишь. Одной рукой и узла не завяжешь. Пашню пашет – руками не машет. Ноги носят, а руки кормят. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Словами, что листьями, стелешь. А стеблем в глаза колешь.

10. Поставить глаголы в неопределённую форму и образовать 3-е лицо ед. и мн. лица. Обижаюсь (обижаться — обижается, обижаются), обижусь (обидеться – обидится — обидятся); отвечаю (отвечать – отвечает, отвечают), отвечу (ответить – ответит, ответят); объявляю (объявлять – объявляет, объявляют), объявлю (объявить – объявит, объявят).

11. Записать стихотворение под диктовку, выделяя безударные окончания глаголов.

Читайте также:  Осенняя 17 корпус 1 полигон

Всё, что в песне славится,

Всё, что сердцу помнится,

Всё, что снится-видится

В стороне лесной,-

Дарит мне весной.

Выполнить морфологический разбор: Вариант 1: посоветую, надеяться, видеть; вариант 2: развиваемся, уберёгся, ходить.

III. Итог уроков.Какие трудности могут возникнуть в написании личных окончаний глаголов? Что нужно знать, делать, чтобы с ними справиться?

IV. Д. з. § 83, Упр. 643. Подготовиться к письму по памяти упр. 644.

152 урок Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. 1 час

Цели урока:1. Дать понятие безличных глаголов.

2. Выучить наизусть перечень наиболее употребительных безличных глаголов.

3. Сформировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении.

Методическое обоснование:упражнения параграфа нацеливают на нахождение безличных и личных глаголов в безличном значении. Полученные знания и умения помогут учащимся в дальнейшем при изучении односоставных безличных предложений.

Ход урока

I. Письмо по памяти– упр. 644. Чем больше вы учите стихов наизусть, тем лучше у вас будет память. Сегодня на уроке вы запишите отрывок из стихотворения И. А. Бунина, а затем проверите, правильно ли вы написали все слова и правильно ли поставили знаки препинания. Такая работа очень полезна для развития вашего внимания, мышления и памяти.

II. Изучение темы.

  1. Изучениеосновного теоретического материала на с.217.
  2. Нахождениебезличных и личных глаголов. (Упр. 645)
  3. Работа с рубрикой«Возьмите на заметку!» на стр. 217.
  4. Преобразованиепредложений с целью употребления безличных глаголов (упр. 646)

III. Глаголы переходные и непереходные на с. 218. Упр. 647.

IV. Д. з. упр. 648.

153 урок Рр Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях. урок

Цели урока: 1. Продолжить изучение связи предложений в тексте, дать понятие о «данном» и «новом» в предложении.

2. Сформировать умение находить данное и «новое» в предложении.

Источник

Презентация по русскому языку «Спряжение глагола»

Описание презентации по отдельным слайдам:

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА СПРЯЖЕНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской средней школы

Глаголы-исключения, относящиеся ко II спряжению ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. вы запомните, друзья, их на Е писать НЕЛЬЗЯ!

Карточка 1. Определите спряжение глагола шалишь торчат ткут берёте несём ползут творишь живёте

Ключ к карточке 1 шалишь (-Ишь, II спряжение) торчат (-Ат, II спряжение) ткут (-Ут, I спряжение ) берёте (-Ёте, I спряжение) несём (-Ём, I спряжение) ползут (-Ут, I спряжение) творишь (-Ишь, II спряжение) живёте (-Ёте, I спряжение) Когда окончание под ударением легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ

А что делать с глаголами, которые оканчиваются на –У\-Ю (несу, пою)? Ведь эти окончания бывают и в I и II спряжении Поставьте их во 2-ое лицо единственного числа (ТЫ) несёшь (-Ёшь, Iспряжение) поёшь (-Ёшь, I спряжение) летишь (-Ишь, II спряжение)

Карточка 2. Определите спряжение глагола ТОРМОШУ БЕРЕГУ СЛЕЖУ ЗВЕНЮ РАСТУ ГОРЮ ДЕРУСЬ

Ключ к карточке 2. ТОРМОШУ (ты тормошИшь, II спр.) БЕРЕГУ (ты берегЁшь, I спр.) СЛЕЖУ (ты следИшь, II спр.) ЗВЕНЮ (ты звенИшь, II спр.) РАСТУ (ты растЁшь, I спр.) ГОРЮ (ты горИшь, II спр.) ДЕРУСЬ (ты дерЁшься, I спр.)

Карточка 3. Используя алгоритм, определите спряжение глаголов. Напишите безударные окончания глаголов. Молодая зелень шепч.т, колыш.тся. Осень дыш.т чарой скошенных лугов. Больно щип.т нос и щёки мороз. Ветер осенний навод.т печаль, по небу тучи осенние гон.т. Где стро.шь, тут и ро.шь. Правда глаза кол.т. Пашню паш.т – руками не маш.т.

Ключ к карточке 3. Молодая зелень (шептАть, I) шепчЕт, (колыхАться, I) колышЕтся. Осень (дышать, искл, II) дышит чарой скошенных лугов. Больно (щипАть, I) щипЕт нос и щёки мороз. Ветер осенний (наводИть, II) наводИт печаль, по небу тучи осенние (гнать, искл, II) гонИт. Где (строИть, II) строИшь, тут и (рЫть, I) роЕшь. Правда глаза (колОть, I) колЕт. Пашню (пахАть, I) пашУт – руками (махАть, I) не машУт.

Читайте также:  Обрезка крыжовника осенью для начинающих пошагово

ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ ЖЕ СПРЯЖЕНИЮ, ЧТО И БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ НО ЕСТЬ ОПАСНАЯ ПРИСТАВКА ВЫ, ОНА «ПЕРЕТЯГИВАЕТ» НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ

Карточка 4. Определите спряжение глаголов высмотр.шь выбер.шь вырв.шь вынес.шь выгон.шь выкин.шь вышвырн.шь выброс.шь выстав.шь

Ключ к карточке 4. высмотрИшь (смотришь, смотреть, искл, II) выберЕшь (берЁшь, I) вырвЕшь (рвЁшь, I) вынесЕшь (несЁшь, I) выгонИшь (гонишь, гнать, искл, II) выкинЕшь (кинЕшь, кинуть, I) вышвырнЕшь (швырнЁшь,I) выбросИшь (бросишь, бросить, II) выставИшь (ставишь, ставить, II)

Блиц-опрос Выберите верный ответ: Спряжение – это… Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам Закончите предложение: Все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, относятся к … спряжению.

Какой глагол относится к II спряжению? держать рисовать петь стелить таять В окончании каких глаголов пишется Е? кол.шь корч.шь слыш.тся рыщ.шь

I II III IV 2 II 1 1, 4

Сяду стих я сочинять. Чтоб учились вы на «пять», Я вам буду объяснять, Где в глаголах пишут -ЯТЬ. Будем о весне мечтать: Станет солнце припекать, Мы – без шапок выбегать, После – КАШЛЯТЬ и чихать.

Будет снег на солнце ТАЯТЬ, Собачонка будет ЛАЯТЬ, И барашек будет БЛЕЯТЬ, Чтоб с тобой игру ЗАТЕЯТЬ. Будет свежий ветер ВЕЯТЬ, И флажок на крыше РЕЯТЬ. Значит, скоро просо СЕЯТЬ И потом его ЛЕЛЕЯТЬ. КАЯТЬСЯ, МАЯТЬСЯ, ХАЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ

Использованные источники Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол. http://club-edu.tambov.ru http://school36.beluo.ru http://www.cherti.ru http://glochange.infospace.ru

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-1717336

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

В России оценили уровень комфорта обучения в образовательных организациях

Время чтения: 3 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения РФ обновит систему преподавания истории в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector