Меню

Вспоминается мне ранняя погожая осень языковые средства

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §55. Повторение изученного в 5 классе. Упражнение №322

Прочитайте. Какой темой объединены эти предложения? Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Расставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы «Е и и в падежных окончаниях существительных» и «Безударные гласные в окончаниях прилагательных». Какие слова в рамке (тихий, спокойный, мирный, безмятежный, невозмутимый) указывают на особую тишину, спокойствие, на полное отсутствие движения, суеты, шума? Найдите в последнем предложении сравнение.
1 . Вспом..нается мне (ранний, погожий) осень.
2 . Помню (ранний, свежий, тихий) утро (больш..й‚ весь золотой) сад (кленовый) аллеи (тонкий) ар..мат опавшей листвы и зап..х (антоновский) яблок зап..х мёда и (осенний) свежест.. .
3 . Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чу(?)ствовать зап..х дегтя в (свеж..й) воздухе и слушать, как ост..рожно поскрипывает в темн..те длинный обоз по (больш..й) дорог.. .
4 . В пореденшем саду далеко видна дорога к (больш..й) шалашу.
5 . Ветер волновал сад и наг..нял (вловещ..й) космы (пепельньтй) обл..ков.
6 . Холодно и ярко с..яло на севере над (тяж..лый свинц..вый) туч..ми (ж..дкий голубой) небо а из−за этих туч(?) медленно выплывали хребты (снеговой) гор−обл..ков. (И. Бунин)

Решение

Общая тема для всех предложений − влияние природы на чувства человека.
1 . Вспоминается (поминки) мне ранняя , погожая осень.
2 . Помню раннее , свежее , тихое утро, большой , весь золотой сад, кленовые аллеи, тонкий аромат (словар.) опавшей листвы и запах (пахнуть) антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести ( 3 −е скл., род. п.).
3 . Так славно ночью лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать (словар.) запах (пахнуть) дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно (сторож) поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге ( 1 −е скл., предл. п.).
4 . В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу.
5 . Ветер волновал сад и нагонял (гонит) зловещие космы пепельных облаков. (словар.)
6 . Холодно и ярко сияло (словар.) на севере над тяжёлыми (тяжесть) свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из−за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор−облаков. (И. Бунин)
Тихий — спокойный, безмятежный.
Сравнение: гор−облака.

Источник

Средства выразительности

1).Эпитет — образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер,

ледяной взгляд хрупкая девушка; туманные мечты.

2). Сравнение — изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия,

явления с другим.

И, как ребенок после сна, Дрожит звезда в огне денницы. (И. Бунин.)

Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

А сама-то величава Выступает будто пава. (А. Пушкин.)

3) Метафора — перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин.)

Развернутая метафора — метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

4) Олицетворение — частный вид метафоры, перенос свойств жи­вого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин.)

Уж небо осенью дышало. (А. Пушкин.)

Читайте также:  Белые осенние куртки женские

Россия вспрянет ото сна. (А. Пушкин.)

5) Гипербола — преувеличение: не видел тебя целую вечность: слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.

В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).

II.Стилистические средства изобразительности (фигуры речи):

1) Антитеза — противопоставление.

Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю род­ном? (М. Лермонтов.)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могу­чая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов.)

Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом.(С. Есенин.)

2) Градация — расположение слов или выражений по нараста­нию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о ры­баке и рыбке» Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец за­гремели на весь дом.

Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

2) Оксюморон — сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

4) Синтаксический (образный) параллелизм — одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин.)

Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы (И. Бунин.)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И. Бунин.)

5) Лексический повтор намеренное повторение в тексте одно­го и того же слова или словосочетания.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали дере­вья, спали облака. О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта! (А. Блок.)

Когда умирают кони — дышат, ко­гда умирают травы — сохнут, когда умирают солнца — они гас­нут, когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников.)

Последнее предложение — пример анафоры (единоначалия), повторяющихся элементов в начале смежных фраз.

6) Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.)

Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин.)

Швед, русский — колет, рубит, режет (А. Пуш­кин.)

В этих примерах наблюдается еще один прием — бессоюзие -придающий фразе динамику; а в следующем примере:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и — любовь.(А. Пушкин.)многосоюзие, придающее предложению плавность, замед­ляющее фразу.

7) Парцелляция — особое членение предложения, неполные предложения:

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», — отвечает Корней. И молча лезет на козлы. (И. Бунин.)

8) Инверсия — необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.)

(Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин.)

(Обычный порядок: Мне вспоминается ранняя погожая осень.)

9) Риторические фигуры:

а) вопрос: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин.)

б) восклицание: Неужели любовь, святая, преданная лю­бовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

в) обращение: Мечты, мечты, где ваша сладость! (А. Пушкин.)

Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Твардовский.)

Часто риторические фигуры выступают вместе.

Читайте также:  Kerry конверт для новорожденных осень

III.Фонетические изобразительно-выразительные средства:

1 . Аллитерация — повторение согласных звуков в слове,

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.)

Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор с в: ва, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний хих согласных с сонорным ж. тл, кл, кл — передает клокотание разбушевавшейся реке. А вот пример из Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

2. Ассонанс — повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря — мы поспорим и помужествуем с ней (ассонанс на у — подражание звуку ветра, бури);

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок). (сочетание ассонансов на у и а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).

I. Работа с текстом.

(1)Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.

(2)Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.

(4)Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения. (5)Мирно и тихо течёт учёная и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

(6)Пройдут ещё века, и всё так же Московский университет, великий в своей седой древности, богатый лучшими преданиями своих былых времён, по-прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев, пока мало-помалу — хочется этому верить — в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий, с одной стороны, в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира, с другой, — в смиренном сознании, что есть ещё целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель учёного, но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.

(7)Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. (8)Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

(9)Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нём можно видеть залог величия и славы нашего университета.

II. Анализ фрагмента рецензии.

Читайте также:  Осенней депрессии не быть

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление («путы материализма», «золотое время») обогащает текст различными ассоциациями. ____ («от Москвы до самых до окраин») служит для усиления художественного впечатления. Такое синтаксическое средство, как (предложение №8), позволяет автору усилить эмоциональное звучание своего слова. Речь автора особенно образна, когда он говорит о славе университета. Это подчёркивает такой троп, как («смиренно», «вечный свет»)».

Источник

Вспоминается мне ранняя погожая осень языковые средства

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-й четверти в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— написание з – с на конце приставок;

— буквы О – Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в прилагательных и причастиях;

— не в местоимениях и наречиях.

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложносочинённом предложении;

— запятые при обособлении определений, обстоятельстве;

— запятая при уточняющих членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— определять типы односоставных предложений;

— определять способ связи слов в предложении;

— объяснять написание н-нн в словах.

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой траве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями.

Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!

(160 слов) (По И. Бунину)

1. Найти сложносочинённое предложение, составить его схему, графически объяснить пунктуацию:

в котором оба простых предложения двусоставные — 1-й вариант

в котором хотя бы одно из простых предложений односоставное — 2-й вариант

2. Выпишите по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи, разберите их.

3. Выпишите 2 слова разных частей речи, в суффиксах которых имеется н или нн, обозначьте условия выбора того или иного написания.

4. Произведите синтаксический разбор предложения:

Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. — 1-й вариант

В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. — 2-й вариант

Источник

Adblock
detector