А Кунанбаев «Осень» 3 класс
Цель урока: Познакомить с произведениями А.С. Пушкина и Абая. Расширить знания детей о творчестве поэтов.
1. Воспитание личности школьника — нравственное, эстетическое и гражданское;
2. Развитие и совершенствование навыков беглого и осознанного чтения, эмоциональное воспроизведение прочитанного; связный пересказ произведения;
3. Знакомство с композиционными, жанровыми, языковыми особенностями произведения; умение принять участие в анализе развития действия, художественных образов, проблемном и стилистическом (языковом) анализе;
4. Развитие воображения, адекватно воссоздающего художественный мир, словесное рисование портрета героя, картин природы;
5. Развивать умение различать произведения по жанровому признаку, выражать свое отношение к героям и их поступкам; формирование внимательного и бережного отношения к языковым особенностям художественного произведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
У каждого народа есть великие люди, которыми гордится человечество.
По Пушкину узнают Россию (музыкальное сопровождение), гордостью казахского народа – великий Абай (показ портрета).
Абай любим и чтим казахским народом. Решением Юнеско более 100 стран мира отметили юбилей, в числе этих государств Китай, Турция, Франция.
Свой, не совсем обычный урок, мы посвящаем великому сыну казахского народа Ибрагиму Кунанбаеву, которого ласково прозвали Абай.
Знакомство с Абаем.
Группа ребят подготовила выступление об удивительном человеке, который для своего времени казался загадкой (Биография).
— Что вам ещё известно о казахском поэте?
— Абай кроме родного языка знал арабский, персидский и русский
язык. Читал и переводил стихи Пушкина и Лермонтова в оригинале (на русском языке, без перевода).
Абай был не только автором слов и музыки своих песен, но и их исполнителем – музыкантом и певцом (Сегодня услышите “Соловьиную трель”).
Абай учил в русской школе не только своих детей, но и детей, необеспеченных родителей из аулов.
Девушки из родных аулов Абая, выходя замуж, увозили в числе приданного
рукописные наставления, заповеди (правила очень важные для человека) Абая.
К заповедям мы ещё вернёмся на уроке.
Главным в человеке Абай считал справедливость, доброту и любовь.
2) Развитие творческого воображения.
Вывешивается репродукция с картины Левитана «Осень».
Посмотрите на эту картину. Какое время года на нем изображено? Какие слова можно использовать, чтобы описать эту картину?
3) Чтение учителем
4) Чтение учащимися.
О каком времени года это стихотворение? Какими словами поэт описывает в стихотворении осень?
Работа с текстом
Удивительны стихи Абая, но многое они теряют в переводе. Давайте послушаем, как звучит Абай на казахском языке. (Стихотворение “Осень”. Показ книг).
«Задание: Прослушайте внимательно стихотворение. О каком времени года идёт речь? Как определили? (Изучая казахский язык, вы узнаёте больше новых слов).Среди имеющихся у вас текстов найти стихотворение на русском языке и подготовьтесь прочитать выразительно. Стригунок – годовалый жеребёнок, которому обычно подстригают гриву. С помощью мимики (выражения лица), попытайтесь передать чувства и настроения человека, слушающего стихотворения. Какие строки взволновали вас? Прочитайте (Ни травы, ни тюльпаны).
Ответы на вопросы учебника.
Работа над интонацией и выразительным чтением.
Выразительное чтение стихотворения.
Работа с текстом «Осень» Абая.
Рассмотрите иллюстрацию на доске. Что делают дети? Листья каких деревьев собрали дети?
Сообщение об Абае.
Абай Кунанбаев (1845—1904) — величайший поэт-мыслитель, классик казахской литературы, основоположник новой казахской письменности, литературы, родоначальник национального литературного языка.
Он родился 23 августа 1845 года в урочище Каскабулак Чингизской волости (ныне Абайский район близ . г. Семипалатинска) в семье Кунанбая Ускенбаева.
Ссыльный поляк — революционер Адольф Янушкевич, который около 30 лет провел в казахских степях, дал Кунанбаю такую характеристику. «Он выглядел истинным степным пророком». Янушкевича поразили величественная фигура и благородный внешний вид, незаурядность отца Абая. На свои средства Кунанбай построил в Каркаралинске мечеть и при ней медресе, где обучались казахские дети. При рождении Абаю было дано имя Ибрагим, но бабушка Зере и мать Улжан ласково называли любимца Абай. Это имя навсегда осталось в истории казахской и мировой литературы.
Стихи мальчик начал писать еще с десяти лет, когда поступил в Семипалатинское медресе. Во время учебы Абай но собственной инициативе посещал русскую школу, где приобщился к русскому языку и литературе. Проучился Абай всего три с небольшим года, потому! что отец вернул его как самого способного из своих сыновей в аул, чтобы подготовить для себя достойного преемника. С тех пор и до конца своей жизни Абай занимался самообразованием, Университетом Абая стала библиотека г. Семипалатинска, которая открылась, когда поэту было уже 38 лет. Абай читал произведения русских и зарубежных классиков литературы, сочинения философов, экономистов на русском языке.
После чтения стихотворения учителем и проведения словарной работы выявляется, какое эмоциональное воздействие оказало стихотворение на учащихся, нравится ли им осень, чем именно. И каково, на их взгляд, отношение к этому времени года самого поэта. Следует обратить внимание учеников на слова и выражения, которые помогут понять чувства автора: на небе хмурые тучи, затихли звонкие детские голоса, деревья похожи на нищих старцев, люди чинят старые халаты и дырявые юрты, в аулах уныние, тишина, все чувствуют себя неуютно. Так же безрадостно на душе у Абая: он сожалеет об увядших цветах, улетевших птицах, ему не хватает звонкого детского смеха, шуток молодежи, жалко стариков и старух, жизнь которых не устроена. Грустная картина, печаль на душе и в сердце.
— Назовите приметы осени, описанные в стихотворении.
Приметы осени: серые хмурые тучи, дожди, голая земля, туман, жеребята гоняются друг за дружкой не от избытка энергии, а чтобы согреться, нет растительности, не слышно смеха детей, затихли веселые игры, голые деревья, улетают на юг птицы, дует сильный ветер, поднимающий черную пыль, на улице сыро, в юртах холодно и темно, а очаг не решаются разжигать, опасаясь копоти
Эпитеты: хмурые тучи (темные, наполненные влагой тучи висят низко над землей, заволокли все небо, как бы сердятся и грозятся излить на землю холодный дождь); голая земля (ни травы, ни цветов, деревья без листьев, поэтому создается ощущение, что земля раздета и дрожит от холода, кутается в туман, но он не согревает, а холодит еще больше); оголенные деревья (как и земля, деревья зябнут, гнутся под порывами злого ветра, и нет на них ни одного листочка — догола раздела их осень).
Олицетворения: хмурые тучи (хмурым может быть только живое существо — здесь тучи уподоблены раздраженным, сердитым людям).
Сравнения: деревья, как нищие старцы (многим из нас, к сожалению, знакома щемящая душу картина: сгорбленный, плохо одетый пожилой человек с робко протянутой рукой, в которую изредка опускают смятые бумажки спешащие куда-то прохожие, и он тихо бормочет слова благодарности. Оголенные, продуваемые осенним ветром деревья напоминают таких несчастных стариков).
Помимо описания безрадостных картин осенней природы поэт ярко, зримо рисует жизнь аула. Читатель физически ощущает сырость, холод, видит аулчан, занимающихся привычным трудом, готовящихся к долгой зиме, слышит протяжное курлыканье журавлей, пролетающих над аулом.
Пейзажная лирика Абая тесно связана с трудом людей.
Но самое главное — в этих строчках видна душа Абая — человека. Ему жалко бедняков, которых ждет холодная ясна. Как бы они ни чинили халаты, ни латали юрты — это не спасет их от страданий в зимнюю стужу. Не только осенние туманы, ветры и слякоть навевают на него тоску, а сострадание к аульчанам, душевные переживания из-за их бедной, неустроенной жизни.
— О творчестве, какого казахского писателя говорили на уроке? В этом году, сколько лет будут отмечать Абаю? Оценки. (Оценить самостоятельно)
Источник
Классный час Тема природы в поэзии Абая
Тема: «Человек и природа в творчестве Абая»
Образовательная цель ׃ изучение и анализ стихотворений Абая
Воспитательная цель ׃ эстетическое и экологическое воспитание . Привитие любви к поэзии .Приобщение к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; воспитание интереса к познанию творчества великого поэта
Развивающая цель ׃ совершенствование культуры речи, развитие творческих способностей обучающихся , развитие у учащихся готовности и формирование социокультурной компетенции;
Методы и приемы ׃ рассказ,сравнение,анализ, ассоциация, синквейн ,рисование
Межпредметная связь ׃ литература, история , природоведение, устное народное творчество, музыка ,ИЗО
Оборудование ׃ выставка
Домашнее задание : нарисовать рисунки о временах года,имеено кто о каком времени рассказывает,о том и рисует
“ КАК НЕ ВЕРИТЬ НАМ В МИЛОСТЬ ПРИРОДЫ-ТВОРЦА. ”
Учитель: 2020 год юбилея — год 175-летия со дня рождения великого Абая Кунанбаева. Отдавая должное всем его заслугам, мы обращаем внимание на тонкое восприятие Абаем природы, любовное лицезрение им красоты родного края, мудрое, бережное отношение к ней.
Абая считают мастером пейзажной лирики. Его представления о прекрасном исключают искусственность и внешне показную красивость. Поэт искал и находил прекрасное в самой природе. Он тонко и верно чувствовал красоту суровой степной осени и благодатного лета. Народная поэзия казахов не знала до Абая таких ярких реалистических пейзажей, какие созданы поэтом в его стихотворениях об охоте (“По первой пороше охотник с беркутом выходит на охоту”) и летнем кочевье (“Лето”).
Абай впервые в казахской письменной литературе создает произведения о временах года. В описании природы Абай ничего не придумывал, ничего не преувеличивал. Он созерцал природу, и под его пером каждая картина становилась прекрасной, была полна неотразимой поэзией.
Тоцкая Галя : В стихотворении “Лето” Абай создает живописное описание аула на джайляу. Природа и человек в стихотворении сливаются в одно целое, взаимодействуют. Перекочевка на джайляу является читателю как отрезок жизни казаха с заботами и трудом кочевника. В пейзаже аула появляются фигуры табунщиков, пастухов, ребят, охотников, все они действуют, живут.
На всем описании лежит яркий национальный колорит. Джайляу узнаешь по обильным травам, расцвеченным распускающимся подснежником, полноводной реке, по вспархивающим то там, то здесь гусям, уткам и, конечно, по конскому косяку. Но что больше всего характеризует этот пейзаж, как национальный, казахский — это остропоэтическое ощущение пробудившейся и сохранившей свою живительную силу природы в предгорьях, когда в степи июльское солнце уже выжгло травы. Тщательно выписанные Абаем кобылицы, жеребята, льнущие к ним, скачущие, резвящиеся определяют своеобразие пейзажа, его содержание, его национальную форму.
Реалистический пейзаж получил дальнейшее развитие в последующих стихах об осени, зиме, весне.
Летом, когда тенисты деревья,
И буйно цветут цветы на лугах,
И на широких речных берегах
Шумно раскидываются кочевья,
Так высока в степи трава,
Что спины коней видны едва.
Вволю насытившись, кобылицы
Не в силах, кажется, пошевелиться:
Тихо стоят они у реки,
Хвостами мух отгоняя лениво.
Лишь весело скачут, резвы на диво,
Жеребята и стригунки.
2 Толеген Жазира : В стихах “Осень” все ярче проявляет себя реалистическое мастерство Абая. Поэт проникновеннее воспринимает закономерности природы и ее явлений. Поэтическое видение природы, суровой в условиях степи, у Абая не вызывает страха или растерянности. Он рисует картины степи и аула, в которых изображается человек, находящий в себе силы противостоять такой губительной для кочевого скотоводства стихии, как джут.
Творческой зрелостью отмечены картины природы и аульного быта в стихах об осени и зиме. Абаевские строки об осени — самобытное разрешение темы времен года. Степь осенью, ее унылый пейзаж становятся темой Абая, согретой величайшим гуманизмом поэта, чувством человека, жизнь которого так же связана с обнажившими ветви деревьями и иссохшими кустарниками (“деревья и кустарники стоят, растеряв листья, точно нищие старухи и старики”), как и с весенне-летней зеленью, цветами (“нет былой зелени, нет цветов”).
Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.
Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей.
Уж дымится с овечьими шкурами чан —
Износилась одежда, весь в дырках чапан,
Чинят женщины юрту, заплаты кладут,
И старухи свой ткацкий наладили стан.
Журавли в теплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
/ 1888 Перевод А. Готова /
Учитель : У казаха-кочевника в прошлом был свой годичный круг занятий. Он определял отношение человека к природе в различные времена года. Это отношение закономерно входило и в лирические пейзажи Абая. Читая стихи об осени, вы видите вместе с поэтом нависшие над степью свинцово-серые облака (“серые холодные облака заволокли небо”). На вас веет холодом. И вместе с автором вы останавливаете взгляд на неприглядной картине аула. Поэт рисует в этом стихотворении жизнь бедноты: одни дубят кожу, другие чинят ветхую одежду, иные кладут заплаты на юрты. Уж не слышно смеха, не видно игр, развлечений. Даже собаки, не найдя пищи в ауле, заняты ловлей мышей.
Абай как подлинный художник умеет и в этой скованной стужей картине показать жизнь, движение. Он знает, что жизнь не может остановиться, человек, животные, птицы — все обитают в предначертанных природой заботах и делах. Абай рисует в выси стаи птиц, потянувшиеся на юг, а на дороге — караван верблюдов: это хозяева отправились в аулы, где сеют хлеб, за мукой.
3 Гданский Иван : Зимние картины степи (стихотворение “Зима”, 1888 г.) типичны для казахского общества второй половины XIX века. Зима для скотовода-кочевника страшна вьюгой, метелями, буранами. Она губительна джутом. В зимних сценах Абай центральное место уделяет труженику-казаху. Его глазами поэт смотрит на природу. Вот пастух в дубленом полушубке повернулся спиной к ветру. Стужа пронизывает его до костей. А вот и пастухи конских табунов. День и ночь они в тревоге. Ледяная кора сковала землю, животные не находят корма. Голодные волки подкарауливают голодных коней. Одни только дети могут резвиться, пока мороз не защиплет им нос и щеки. Образ Мороза у Абая народен по своей природе. Он величествен и страшен, как страшна для человека стихия, особенно когда он бессилен объяснить ее явления. И все же Абай показывает, что человек может бороться со стихией, не должен поддаваться ей.
Мыслями о единении природы и человека проникнута поэзия Абая. В этой гармонии — залог будущего человека.
Особое внимание было уделено книге «Абай. Я – человек загадка», составителем которой являлся Герольд Бельгер. Ценность этой книги в том, что составитель представил к каждому стихотворению Абая несколько переводов, тем самым давая читателю возможность приблизиться к постижению Абая, через многообразие поэтического языка и видение автора — переводчика. Встречи, проводимые в данной форме важны, так как формируют патриотическое настроение подростков, а поэзия Абая – это один из источников воспитания подрастающего поколения. Его поэзия несет нравственные ценности, которые помогают читателю формировать свое мировоззрение и отношение к жизни
Абай является «отцом» пейзажной лирики в казахской литературе. Это певец Сары-Арки – края скотоводов-кочевников.
Он за всю жизнь нигде не был далее Семипалатинска. Он безгранично лю6ил страну Сары-Арку — эту всхолмленную степь с гранитными грядами вздыбившихся гор, её необозримые просторы, не имеющие пределов, и лишь упирающиеся на горизонте своими холмами в звездное небо. Пейзажных стихотворений у Абая немного. Всего семь. В цикле стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» Абай живописует Сары-Арку в разные времена года. При этом картины природы сливаются в единое целое с жизнью и бытом кочевого народа.
4 Тоцкий Валера : В стихотворении «Весна» земля поэту представляется в образе невесты, истосковавшейся за холодную зиму по теплым ласковым лучам солнца — жениха и теперь восторженно и радостно встречает его.
«Ведь всю зиму земля, поседев добела,
Жениха своего терпеливо ждала.
И теперь она вновь, молода и светла,
3асмеялась, запела, как мак, расцвела».
Абай описывает весеннее ликование природы. Всюду песни, пение птиц, на жайлау встретились аулы, девушки одели лучшие наряды, купец привез товары, двоятся отары овец, где-то земледельцы пашут, сеют, старики греются на солнце, которому все рады.
«Благодатною радостью мир напоен,
Бесконечно украшен создателем он,
Материнскою грудью вскормила земля
Все, что солнцем зачал в ней отец-небосклон».
5 Ворончихина Анастасия : Пейзажные зарисовки, картины жизни степи в стихотворениях Абая реалистичны, конкретны, наполнены деталями повседневной жизни.
Cvществует некий стереотипный образ Абая, как богатого человека, владельца огромных табунов, лошадей и отар овец, ведущего приятную, легкую, не обремененную ничем жизнь, балующегося стихами и гаклиями-назиданиями. Но реальный облик А6ая во многом противоположен стереотипному образу. Об этом прежде всего говорят его стихи, которые нередко представляют собой обнаженный кровоточащий болевой клубок переживаний, горечи, гнева и страданий за свой народ. «Разве можно быть довольным, если народ твой бедствует,», — как бы вопрошал Абай. «Мятежная душа», «израненная душа», «мрачная душа», «разгневанное сердце», «больное сердце», «горестное сердце» -это все А6ай написал о себе. «Сердце мое на сорок лоскутьев тоскою растерзано», «кровь моя черна, в язвах сердце мое» — таков поэтический образ сердца поэта.
Тонкая, чувствительная, мятежная, открытая людям душa Абая жила и творила в атмосфере глухой вражды, удушья, непонимания и невежества. Он вступил в единоборство с тяжкими пороками общества. Его стихи остро социальны, пронизаны борьбой за справедливость. Вот одно из них. Стихотворение «Ноябрь — преддверие зимы «‘ написано Абаем в ноябре 1888 года. Поэт предчувствует суровую зиму, надвигающуюся на степь беду и расстроен тем, насколько не готовы бедные слои населения к ее приходу.
«У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа,
И для ребенка нет костра, а в юрту натекло,
И улетучилось давно последнее тепло,
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло,
Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот,
То где ж бедняк себе еды и топлива найдет?
Коль даст богатый полмешка сухого кизяка,
Благодари скорей его, семью его и род».
Стихотворение кончается призывом к богатым владельцам табунов и отар к милосердию.
«Печальна горестная жизнь голодных бедняков!
Владелец тысячных отар, верблюдов и быков,
Богатый бай; не будь скупцом, убийцею не будь!
Хоть эту зиму прокорми детей и стариков».
6 Фирсова Лена :Предчувствие Абая, к сожалению, оправдалось. Зима 1888-1889 годов осталась памятной джутом, унесшим много скота и обрекшим на голод тысячи кочевников. В несчастные годы степь теряла до половины своего скота. Такова была цена кочевого уклада жизни.
Для ознакомления с творчеством поэта были выбраны его стихотворения «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» в которых прослеживается красота и суровость степной природы и реалистичное изображение жизни казахов. М ы читали стихи и делились своими мыслями и впечатлениями. С опоставл яли наше отношен ие к осени, лету, зиме, весне и как изобразил времена года Абай, исходя из своего восприятия.
В процессе изучения творчества поэта было прослежено отражение в стихотворениях правил общепринятого поведения, отношения к людям и природе. Так же, мы познакомились с изданиями творческого наследия Абая вышедшими в последние годы в Казахстане.
Я хочу в край, где режут жирных баранов,
И пьют молоко из больших цветастых пиалок,
Где люди молчат, сурово, как алтайские горы,
Где люди поют, так легко, беззаботно и молодо.
Где сходятся вместе чистые бурные реки,
Где тишина и покой пребудут навеки,
И верблюдов глаза в голубое небо глядят,
И степи покрылись в красный маков наряд.
Задание: Сделать коллаж: Природа в творчестве Абая
Источник