Анализ музыкального произведения вивальди осень

Антонио Вивальди Времена года

Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром.

Весна

Вот пришла весна (3)

Птицы радостно приветствуют весну веселым пением, (5-6)

и обманчиво веют нежным шепотом зефиры, легко проносясь туда и сюда, (7)

а в это время мрак разливается в воздухе, и сверкают молнии, и громы предвещают, (9)

что птичкам надо умолкнуть. Приходит новое благозвучное очарование: (12)

там, на цветущем лугу, ласкающем взор, слышен нежный шепот листьев и трав. (15)

СПЯЩИЙ ПАСТУХ (15)

Спит пастух, а рядом его верный пес. (15)

Он сердито рычит — ему ведь всё время приходится громко лаять. (15)

Под звуки пастушьей волынки и под сверкающим покровом весны танцуют веселые нимфы и пастушок. (18)

ПАСТУШЕСКИЙ ТАНЕЦ (18)

ЛЕТНЯЯ ИСТОМА (31)

Пока длится это время года — пора горячего солнца, — томятся люди, изнемогают стада, горят сосны. (31)

Раздается голос кукушки. (35)

ВОТ горлинка в саду спешит слагать свои песни. (38-39)

Нежно веет зефир. (40)

СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР (41)

БУРНЫЕ ВЕТРЫ (41)

Но вдруг Борей затевает спор со своим соседом. (42)

ЖАЛОБА ПОСЕЛЯНИНА (44)

Молодой пастушок оплакивает свою участь, потому что боится жестоких хищников, угрожающих стаду. (45)

Болят усталые ноги и руки, и даже отдыхая, он со страхом думает о молниях, о страшных грозах, о тучах свирепых мух и оводов! (50)

МУХИ И ОВОДЫ (50)

БУРНАЯ ЛЕТНЯЯ ПОРА (53)

Не напрасно боится поселянин. Сбываются его опасения: гремит гром, сверкают молнии в небе, и вот уже градом побило колосья, полные зерен. (53)

В небе завывание и грохот. (57)

Осень

ПЛЯСКИ И ПЕСНИ ПОСЕЛЯН (72)

Праздник крестьян с плясками и песнями. (72)

Радость настала от собранного урожая. (72)

ОДИН НАПИЛСЯ (75)

В этой влаге Бахуса столько веселья! (75)

И ВСЕ ПОД ХМЕЛЬКОМ (76)

ВОТ ЭТОТ ВЫПИЛ! (80)

СПЯЩИЙ ПЬЯНЫЙ (83)

Бурное веселье кончается блаженным сном. (83)

СПЯЩИЕ ПЬЯНЫЕ (86)

Всем хочется отдохнуть от тудов, плясать, петь. Нежаркий воздух доставляет наслаждение. (86)

Это время года все больше и больше зовет наслаждаться сладким сном. (86)

Охотники с ранней зари несутся на охоту, с ружьями и карабинами спешат в дикие места.

Спасается всё живое, убегают звери, и охотники преследуют их. (96)

Спасается бегством хищник (96)

Его выслеживают. Вот уже ранена испуганная жертва, и ей грозит и свора лающих собак, и стрельба из ружей. (96)

СТРЕЛЬБА ИЗ РУЖЕЙ И ЛАЙ СОБАК (96)

ПЫТАЕТСЯ БЕГСТВОМ СПАСТИСЬ ДИКИЙ ЗВЕРЬ И ГИБНЕТ (101)

Он слишком слаб, чтобы убежать, и умирает, изнемогший. (101)

Дрожит замерзший путник под холодным снегом. (106)

УЖАСНЫЙ ВЕТЕР (107)

Сурово дует страшный ветер (107)

Люди бегут, всё время топая ногами от холода, (109)

и хоть кутались в шерсть, всё равно зуб на зуб не попадает. (117)

Они стремятся к своим очагам: ведь так приятно и мирно у огня, пока ливеньо льет вовсю за стенами дома. (123)

Люди идут по льду реки. (126)

ИДУТ ОСТОРОЖНО, С ОПАСКОЙ и медленным шагом, внимательно следят, чтобы не поскользнуться и не упасть. (128)

Стоит ускорить шаг или резко повернуться, как поскользнешься и свалишься. (128-129)

ПАДЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ (129)

Но люди идут быстрее, пока лед не треснул и не открылись полыньи. (132)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР (133)

Чувствуется, когда выходишь за дверь, как дуют Сирокко, Борей, и все ветры воюют между собой. (135)

Такова зима, но и она приносит радость. (138)

Любимым жанром Антонио Вивальди (ок. 1678–1741), которого прозвали «рыжим священником», был концерт, со свойственной ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, — словом, стилем, рассчитанным на широкую, разнообразную и жаждущую ярких впечатлений аудиторию.

12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города — Венеции, ещё через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов Европы. Монашеский сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили, капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил для этого огромное число концертов, больше 450.

Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко (барокко — «странный», «причудливый» стиль). Многие концерты Антонио Вивальди имеют программу — название или даже литературное посвящение.

Цикл «Времена года» — один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя, в 1725, в Амстердаме — издатель Мишель Ле Цене. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы . Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Но Вивальди дал музыкантам и более подробную программу. В партитуре, в партиях солиста и партиях отдельных инстументов даны пояснения не только к каждой новой теме, но и к некоторым коротким музыкальным фразам: они уточняют содержание, привнося в него энергию и юмор. Четыре концерта этого цикла — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц («Весна», в первой части, «Лето», в первой части), грозу («Лето», в третьей части), дождь («Зима», во второй части), шум ветра. Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа.

Каждый из четырех концертов состоит из 3-х частей, контрастных между собой: быстро-медленно-быстро.

1 Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
2 Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
3 Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
4 Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

1 Allegro non molto

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Для первых частей своих концертов (быстро) Вивальди установил форму рондо. Главная тема у tutti возвращается в виде рефрена, чередуясь с сольными эпизодами разработочного типа. Тематически они связаны с рефреном, заимствуя у него материал; но здесь, в эпизодах, темы завершенного строения растворяются в секвентно-фигуративном движении.Тема рельефно оттеняется эпизодами, создающими ей текучий, подвижной фон, нередко изобразительного характера.

Источник

Анализ концерта А. Вивальди «Осень»

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

Общая схема части:

А (секвенционное развитие)

А3 (интонации из «Весны»)

Арка от этой части может быть переброшена к первой (а возможно и третьей) части концерта Весна.

Tutti этого концерта включает в себя и сольный эпизод. Общая схема Tutti – (а+а) + а1 (а+а) + (с+с) + а1

Основным тематическим зерном Tutti является построение «а». Принцип его построения тот же, что и в концерте Весна. Он состоит из двух повторенных сегментов и третьего завершающего. Причем мелодические опоры и фактурное решение – те же, что и в первом концерте. Это акцентирование третьей ступени при изложении параллельными терциями. Все построение повторяется на октаву ниже. Продолжение представляет собой построение из 2 + 2,5 такта, где первые два такта – это диатоническая секвенция, основанная на ритме первого сегмента, но с мелодией в более широком диапазоне, а следующие такта – это завершение, основанное на трижды повторенной начальной интонации в соединении с измененной завершающей, причем последние 2,5 такта повторяются на октаву ниже.

Следующий раздел соло в «камерном» варианте повторяет первый раздел. Для еще большей камерности во втором проведении бас переносится на октаву выше. А принцип построения следующего раздела уже был использован в первой части во втором разделе Tutti. Он заключается в том, что для торможения музыкального движения используется повтор второго сегмента первого построения, после которого следует скачок на высоту первого сегмента (похоже на зеркальное построение), и спуск к вниз к тонике. Он же повторяется и на октаву ниже, переходя к разделу а1 tutti.

Следующая интермедия изображает картину льющегося в бокалы вина. Она построена достаточно мозаично и состоит из многих небольших разделов. Первый – 3,5 такта. Основным его зерном является нисходящее и восходящее тоническое арпеджио. В мелодии это арпеджио проявляется с хореической пульсацией. В басу – в ямбической, причем как правило противонаправленно мелодии. Следующий раздел (3 такта) построен на нисходящих скатывающихся пассажах, соединяющихся со встречным движением баса. На половину такта в материал интермедии вклинивается материал Tutti, перемежаясь триольными пассажами. В следующем разделе нисходящие пассажи соединяются с восходящим и нисходящим арпеджио. Хроматическая секвенция очерчивает тональности: Соль, Фа, Ми.

Следующее проведение tutti (10,5 тактов) проводится в тональности второй ступени (g-moll). Уже в первом построении материал начинает развиваться, путем преставления ритмических сегментов. Раздел модулирует в ре-минор. Следующая интермедия также мозаична по построению. После сольных пассажей следует раздел (3 такта), подчеркивающий опоры фригийского оборота в ре-миноре, причем и в басу и в мелодии, хотя и в различное время.

В следующем проведении tutti первые 2,5 такта проводится основной материал в до-мажоре. Следующие 7 тактов представляют собой трансформацию основных тематических элементов концерта “Весна”. Они трансформируются как ритмически, так и интонационно, сохраняя основные опоры мелодии, при этом сначала в до-мажоре, а после – в фа-мажоре.

Подчеркивается движение от третьей к пятой и от шестой к пятой ступеням, синкопы.

Образ следующей интермедии связан с картиной сна. Основной сегмент представляет собой репетицию терции минорного тонического секстаккорда. На его фоне разворачивается мелодическое построение, обрисовывающее опоры фригийского оборота. Далее элементы трансформируются: в мелодии проводится хроматизированный фригийский оборот, а в сопровождении появляется ритм из трансформированного Tutti. Часть заканчивается проведением первого раздела Tutti.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

Во второй части воплощена картина сна после бурного празднования. Основным организующим (а также и “дезорганизующим”) фактором этой части можно назвать гармонию.

Заголовок второго части такой: »Охмелевшие засыпают». Вот прозаический текст: »Один за другим гаснут танцы, песни, и радостей буяющих время в глубоком сна сладкого разливе уходит все, как этот счастливый день». Этот образ связан с внетональными блужданиями баса, и вызываемой ими цепочкой ярких неразрешённых диссонансов. Образ созданный таким »блуждающим басом», с одной стороны, – очень зрим (сразу возникают ассоциации, например, со сценой оцепенения в »Руслане и Людмиле» М.И.Глинки), а с другой стороны – символичен. Ведь такая непредсказуемо изворотливая мелодическая линия не двухзначно намекает на образ змея-искусителя – »зелёного змия». Гармония усиливает этот образ цепочкой неразрешённых, мелодически переходящих друг в друга секундаккордов, квинтсекстаккордов, уменьшенных септаккордов. Нередко септима логикой мелодического движения разрешается вверх. Из тональных центров, хотя и возникающих эпизодически, можно выделить ре-минор, ми-минор и фа-минор – три минора, сконцентрированных в небольшом временном диапазоне.

Структурно общее состояние оцепенения достигается также общим строением части. Фактура состоит из трех взаимосвязанных пластов – хоральных аккордов, изложенных эквиритмично в голосах оркестра крупными длительностями, фактурного заполнения – таких же аккордов, но изложенных мелодической фигурацией у чембало, и мелодической линии, изложенной параллельными терциями у скрипок и солиста. Нужному эффекту особенно способствует басовый голос – наиболее выделенный темброво – унисон виолончели, органа и контрабаса. Каждый аккорд отделяется от другого, в связи с нарушением следования голосов фактуры — необычно большими скачками в средних голосах, особенно у альта.

Выделить синтаксические единицы построений по горизонтали здесь довольно сложно, в связи с тем, что длинные звуки за время звучания успевают переосмыслиться гармонически и превратиться в диссонанс, соответственно, последний звук построения как бы цепляется за первый звук следующего и мелодия продлевается далее. Хотя, если изложить мелодические голоса отдельно от всей фактуры – мы получим связное построение, в котором можно выделить отдельные стадии развития. Вся логика мелодического развития построена на многоразовом опевании и постепенном сжатии опорного нисходящего гаммаобразного отрывка в диапазоне тритона си-бемоль ми и включающего фригийский оборот – ля, соль, фа, ми. Все мелодическое движение направлено вниз, причем вершиной, с которой оно начинается является терцовый тон соль минора, что опять же создает арки между частями, как и в первом концерте. Всю мелодию можно поделить на несколько стадий, каждая из которых представляет собой все более сжатую версию предыдущей. Первая стадия – 14 тактов – подчеркивает опоры хроматизированного фригийского оборота. Связывается это построение со следующим, благодаря ритмической идентичности на стыке конца одного и начала следующего, благодаря чему они воспринимаются как продолжение одно другого. Вторая стадия – 11 тактов – опорный оборот видоизменяется – звук ля заменяется на ля бемоль, а оборот становится натуральным. В третьей стадии — 4 такта + 10 тактов – вершина си-бемоль уже не достигается, а фригийский оборот проводится без украшений, постепенно уменьшая амплитуду «раскачивания» замирает на звуке доминанты. Последняя стадия происходит на фоне чередования кадансовой и доминантовой гармоний. Следует заметить, что перед каждой фазой мелодического спуска есть подъем к вершине (си-бемоль). В самом начале этот подъем решен фактурными средствами (постепенное включение струнных во все более высоком регистре), а позже – мелодическими.

Принципом построения всей части можно считать принцип противоборства логично изложенного мелодического начала и всех остальных средств музыкальной выразительности, направленных на разрушение его логики – гармоническими, фактурными, ритмическими и другими средствами.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Источник

Читайте также:  Вязание осенние береты схемы
Оцените статью