- Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Стихотворение и анализ «Осень»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану
1. История создания
Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.
Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.
Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.
Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.
3. Род
Данное произведение относится к лирическому роду литературы.
В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.
4. Жанр
По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.
На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.
5. Проблематика
Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.
6. Тематика
Стихотворение раскрывает следующие темы:
- отношение Пушкина к разным сезонам года;
- противопоставление одних времён года другим;
- радость творчества и расцвет творческих способностей.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.
Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.
Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.
8. Пафос
Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.
Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.
Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.
9. Система образов
Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.
В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.
Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.
Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.
Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.
Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.
Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.
Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».
Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.
12. Сюжет
Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.
Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.
С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.
В последних строфах идёт речь о счастье творчества.
Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.
13. Композиция
Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.
Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.
По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.
По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.
Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.
Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.
15. Художественное своеобразие произведения
В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.
Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.
Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.
Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».
Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.
В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.
Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».
16. Средства художественной выразительности
Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.
Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».
Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.
Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».
«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.
Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:
- «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
- озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
- лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».
Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.
17. Значение произведения
Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.
18. Актуальность
Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.
Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.
Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.
19. Моё отношение
Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.
Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.
Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.
20. Чему учит
Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.
Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.
Источник
Стихотворение и анализ «Осень»
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь ,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?
Краткое содержание
Начинается стихотворение с описания картины осени и ощущений, которые она вызывает у автора. Почти осыпались листья , сквозь полузамерзший пруд все еще пробивается тонкий ручей. Начинается сезон охоты. Во всем ощущается приближение холодов.
Далее идет перечисление недостатков других времен года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Минус весны поэт видит в том, что она не дает ему сосредоточиться на работе, так как в это время «бродит кровь ». Зиму поэт считает относительно неплохой порой, потому что в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор вполне бы мог полюбить лето, «когда б не зной, да пыль , да комары, да мухи».
Пушкин снова возвращается к любимой осени. Мало, кому по душе это печальное время года, возможно, он и сам не может объяснить, чем привлекает его эта грустная пора, но: «из годовых времен я рад лишь ей одной».
Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.
Осень. Большое Болдино
Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще есть, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримое противоборство.
Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь:
«Легко и радостно играет в сердце кровь ,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…»
В финале автор сравнивает свое творчество с кораблем, и в стихотворении повисает открытый вопрос: «Куда ж нам плыть?»
Анализ
История создания
Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной. Несмотря на то, что период его пребывания в имении был вдвое короче предыдущего (1830 год), сделано поэтом было не меньше.
Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить «Историю Пугачевского бунта» и «Песни западных славян», начать «Пиковую даму», написать поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Апофеозом творческого вдохновения поэта стало стихотворение «Осень».
Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.
Персонажи и образы
В данном стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года.
Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Автор не может объяснить своей привязанности к этой поре и сравнивает ее с чахоточной девой: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. На смерть осуждена, бедняжка клонится без ропота, без гнева…» Этот пронзительный символ-сравнение красоты и увядания еще раз говорит о гениальности великого русского поэта.
Композиция
По композиции стихотворение можно поделить на три части. В первой читатель видит картину унылого осеннего пейзажа, вторая часть посвящена описанию остальных времен года, и третья часть – возврат к осенней теме и анализ автором своих ощущений. Стихотворение написано октавами – то есть, строфами, состоящими из восьми строчек, и одного финального одностишия.
По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого очень легко передается неспешность и размеренность повествования. Вкупе с объемной строфой этот размер образует непередаваемый ритмический узор, который погружает читателя в осеннюю негу.
В шести из восьми строчек автор использовал две перекрестных рифмы, в двух последних строках рифма парная. Через строфу идет чередование женских и мужских рифмовок.
Стихотворение насыщено средствами художественной выразительности:
метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;
эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса».
Автор прибегает к оксюморону (сочетание двух противоречащих друг другу понятий): «пышное…увяданье»; инверсии: «Люблю я пышное природы увяданье», анафоре: «И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы», аллитерации: «Унылая пора! оЧей оЧарованье!». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а отрывок из него, начинающийся словами «Унылая пора…» стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Кроме того, первая фраза отрывка многими цитируется по настоящее время с приходом осени.
Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступают увядание и смерть. В этой неумолимости и заключается весь трагизм бытия.
Несмотря на это, Пушкин не поддается пессимизму и рассказывает читателю, что каждой осенью как будто рождается вновь. Тем самым, он предлагает под другим углом взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только взглянуть на «в багрец и золото одетые леса». Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.
Источник