Осенины — праздник урожая: история, обряды и традиции
На Руси народные праздники исстари посвящались сезонным явлениям и событиям. У славян прощание с летом и приветствие осени удостоились отдельных торжеств. В сентябре справляли серию праздников, которые получили общее название – Осенины. Гуляния устраивали в честь наступления осени, окончания полевых работ и собранного урожая. Традиционно они проходили после трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового. Подробнее о праздниках урожая, которые отмечали 14, 21 (24) и 27 сентября, – в материале 24СМИ.
История праздника
История славянского праздника Осенины началась в Древней Руси. Люди провожали лето и отмечали приход нового сезона. Осенняя пора для крестьян была радостным событием. Работы в поле окончены: завершены жатва и уборка льна, хлеб вывезен в овины, сделан запас овощей, фруктов, ягод и грибов на зиму. Бабье лето позволяло устраивать сельские и городские гуляния под открытым небом, которые были приурочены ко встрече осени.
До прихода христианства на славянские земли серия праздников была посвящена богине плодородия, которую называли Мать – сыра земля. Земля ассоциировалась у предков с женским началом и материнством. В фольклорных текстах выражение «Мать – сыра земля» обозначало землю, оплодотворенную небесной влагой. Пересохшую и бесплодную землю славяне сравнивали со вдовой.
После крещения Руси вместо Осенин люди начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы. Произошло переплетение христианских и народных традиций. Люди по-прежнему чествовали землю и благодарили за обильный урожай. Считалось, что в дни бабьего лета земля «закрывается» и справляет именины. С этого момента до весны по отношению к земле накладывались ограничения: запрещалось пахать, копать, бороновать, забивать колья. Запреты действовали до праздника Благовещенье – 7 апреля (25 марта).
Мать – сыру землю считали покровительницей земледелия, семей и – особенно – матерей. Предки связывали землю не только с благополучием и жизнью, но и со смертью. «Живых питает, а мертвых принимает», – гласит поговорка. Поэтому в день Осенин в некоторых городах и селах люди устраивали поминки по мертвым, как в Дмитриевскую субботу.
В XXI веке в православных церковных службах используют песнопения позднего периода – VII–IX столетий. Ранние стихотворные проповеди, написанные в V–VI веках, не сохранились.
Как праздновали Осенины на Руси
В городах и селах Осенины отмечали до прихода христианства и делали это вплоть до XIX–XX веков. После празднеств начиналась пора свадеб и масштабных ярмарок. Крестьяне прекращали работу в полях, появлялось больше свободного времени, которое тратили на работу по дому и воспитание отпрысков.
Славяне проводили праздничные фестивали в центре города или деревни, вблизи храмов или капищ. Гостей мероприятий встречали два стража, которые были одеты по-разному. Наряд одного символизировал лето, а второго – зиму. Детям для пропуска на праздник нужно было отгадать 3-5 загадок. Взрослым – принести сделанное в честь богов рукоделие. Исполнивших требования пропускали на фестиваль, где их ждали развлечения, а для бездельников дорогу закрывали. «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест», – говорили славяне.
На празднике гостей встречали две женщины, которых наряжали в богинь Живу и Ладу. Для ролей выбирали не самых красивых, а работящих и несварливых представительниц прекрасного пола, многодетных матерей. Лада во время торжества прощалась с народом, потому что лето заканчивалась, наступала осень – время Живы и Даждьбога. Бездетные пары обращались к Роду и Рожаницам с просьбой послать им детей.
Программа торжеств была насыщенной: люди смотрели выступления артистов скоморошьего театра, водили хороводы, пели песни, восхваляющие богов, пробовали угощения, общались и веселились. На праздник было принято приходить в дорогой одежде, а дом украшать, ставить на стол много блюд. Славяне так бахвалились перед Живой, показывая, что они не бездельничали прошлым летом, а заботились о благосостоянии семьи.
Приметы и обряды
Осенины имеют общепринятые и локальные обряды. Встречать приход осени славяне начинали с обновления огня. В избах гасили старое пламя и разжигали новое. Огонь добывался ударами кремня или трением дерева. Обряд проводили в преддверии первых Осенин – с 8 по 14 сентября. Крестьяне завершали полевые работы и начинали трудиться дома при зажженном огне. Обычай называется засидками. Деятельное участие принимали бочары, столяры и те, кто после 14 сентября начинал что-то мастерить.
Женщины в Осенины брали хлеб и кисель и шли к воде. Старшая из участниц обряда читала молитву Богородице. Остальные кружились в хороводе и пели песни. Хлеб делили поровну, а затем отдавали домашнему скоту. Считалось, что у животных будет приплод.
Близкие родственники навещали новобрачную пару. В дом к молодоженам приходили друзья. Хозяйка кормила приглашенных обедом, показывала домашнее хозяйство. Гости восхищались женщиной, но могли сделать замечание или поделиться опытом. Хозяин демонстрировал родственникам амбар с запасами на зиму и сарай с упряжью. В конце мужчина угощал гостей пивом.
В деревнях организовывали сельскую братчину. Накрывали богатый стол, за который садились все жители деревни. Чем лучше был урожай, тем больше разнообразных было блюд. Обязательной считалась кутья из крупы и меда, чтобы помянуть усопших. Главное угощение – каравай из муки нового урожая.
Обряд похорон мух и тараканов носил в некоторых регионах шуточный характер. Насекомым устраивали погребение, пародирующее настоящие похороны. Обряд связан с представлениями славян о связи мух и тараканов с душами умерших родственников и нечистой силой. Но не во всех регионах похороны насекомых были для забавы. В Туле и Серпухове девушки закапывали мух в «гробах», вырезанных из моркови или свеклы, а тараканов – в щепках. Шутливое мероприятие посещали женихи, которые знакомились с потенциальными невестами.
На Осенины люди делали куклы-обереги. Мотанки «семья» и «рожаница» создавались для защиты матерей и младенцев, помощи при родах. Кукла «Симеон Столпник» олицетворяла мужскую силу, крепость духа, целеустремленность. «Крупенечку» делали из мешочка, наполненного зерном и монетками. Пару ей составляла мужская кукла «богач». Мотанки считались символом плодородия, предприимчивости и достатка.
Источник
Праздник последнего снопа
Спасибо! Ваш голос принят.
Рейтинг
« Дожили , дожили , Госпожинки встретили , Каравая почали , Толокна проведали , Гостей угостили , Богу помолили !» — так приговаривали наши предки , празднуя последний день жатвы – Спожинки ( Дожинки ).
Этот славянский праздник имеет целых две даты – 7 и 28 августа . Возможно , это связано с разными сроками окончания уборочных работ в российских губерниях , а может быть , это очередная дань христианству – приурочить древний праздник урожая к окончанию Успенского поста и посвятить его наравне с древними Велесом и Макошью Пресвятой Богородице .
И это не случайно : Спожинки – один из самых важных праздников в календаре у славян . Не поблагодаришь богов за нынешний урожай – не получишь следующего . Поэтому отмечались Спожинки богато и хлебосольно .
Торжество начиналось прямо в поле , где специально до этого дня оставлялась небольшая хлебная делянка – ровно на один последний сноп . Славяне считали , что на поле живут добрые духи-полевики , которые следят за ростом злаков , отпугивают вредителей и время от времени сходят на землю проливным дождём . Зимовали духи в последнем снопе , поэтому вязали его очень тщательно , со специальными церемониями и молча , чтобы не спугнуть полевиков .
Все последние дни снопы складывались вокруг этого места , как складываются брёвна при строительстве избы , причём следующий сноп клался так, чтобы его колосья накладывались на комель другого . После связывания последнего снопа внутри этого нехитрого сооружения оставались несколько колосков , которые перевязывали лентами и приклоняли к земле . Этот обряд называли « завивание бороды » и посвящали его сначала Велесу , потом Илье .
Затем празднование продолжалось уже в деревнях и сёлах . Пекли караваи и пироги из муки нового урожая , готовили саламату ( мучной кисель ), варили кашу мёд и пиво . Всё это делали вскладчину , всей деревней , потому что торжество было всеобщим . Стол накрывали прямо на улице , рядом ставили последний сноп , красиво украшенный . В некоторых губерниях его даже наряжали в сарафан или рубаху . Смакуя богатое угощение , принято было нахваливать зерно , из которого готовили большее количество блюд . В пояс кланялись снопу , благодаря за сытный обед .
После угощения ребятишки сразу бежали играть за околицу , а женщины собирались опять в поле . Ещё один обязательный обряд – катание по сжатой ниве для прибавления женской силы и для успешного рождения детей . Катаясь , бабы приговаривали :
На пост , на колотило ,
На кривое веретено ,
После того как все условности были соблюдены, взрослые расходились угощаться по дворам, нужно было непременно попить чаю и поговорить со всеми родственниками. А девки с парнями шли на полянку играть в разные весёлые игры да водить хороводы. Готовились к этому гулянию заранее, ведь на следующий день начинали засылать сватов к будущим невестам. Долго прихорашивались перед блестящими самоварами девушки, оно и понятно: которая на Успенье не просватана, той аж до Покрова в девках сидеть!
Засыпали в этот день далеко за полночь и спали сладко , с чувством благополучного завершения очень важного дела .
Красота ! Всё-таки умели наши предки веселиться ! Сейчас , кстати , многие традиции возрождаются . Вот и Спожинки уже давно празднуются во многих областях , где собирают хлебный урожай . Фольклористам удалось записать множество песен и приговоров , которыми сопровождался праздник последнего снопа , старожилы вспоминают переходящие из поколения в поколение задорные игры . А уж какие шьются костюмы ! Какие оригинальные сувениры делаются из колосьев ! Многие инициаторы празднования Спожинок вместе с обрядами и игрищами проводят ярмарки и конкурсы поделок из соломы .
Говорят , что после таких праздников не только настроение повышается , но и силы крепнут , и счастье в дом стучится !
Источник
Сценарий праздника «Осенины — праздник последнего снопа»
Елена Смирнова
Сценарий праздника «Осенины — праздник последнего снопа»
Сценарий обрядового праздника для старших дошкольников
» Осенины — праздник последнего снопа» в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Сентябрь — новосёл осени. 21 сентября – день особый, осеннее равноденствие. По народному поверью, с этого дня солнце умирает. Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. С этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день.
Этот день в народе называют по-разному: вторые Осенины, Малая Пречистая, Госпожинки, пасекин день, день луковой слезинки. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником — Рождеством Пресвятой Богородицы.
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы,посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»
«Осенины» — праздник последнего снопа. Праздник справлялся с давних пор и длился иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – Аминь. Осень вступила в свои права.
По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
В день Рождества Богородицы православные обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве.
С Осенинначинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни.
В этот день произносят слова Величания Рождества Богородицы
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников через ознакомление с народными обрядовыми праздниками.
— закрепить знания детей о народном обрядовом празднике «Осенины. Рождество Пресвятой Богородицы»;
— развивать творческие и речевые способности детей;
— воспитывать любовь к культуре родного края, чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.
— в процессе игровой, музыкальной, речевой деятельности у детей обогатились представления о народных календарно-обрядовых праздниках, активизировалась эмоциональная сфера, проявились чувства радости, веселья от совместного коллективного творчества.
Материалы и оборудование:
— интерактивное оборудование, фонограммы русских народных и казачьих песен.
Пирог «Богач», глиняный кувшин для воды, стилизованный сноп, обвязанный красивой лентой;
В «красном углу» картина с изображением Иконы Пресвятой Богородицы, стол, накрытый скатертью, самовар, хлебобулочные изделия на столе.
Ход праздника:
(на экране — изображение скошенного пшеничного поля со стоящими снопами)
В музыкальный зал входят дети с воспитателем, одетые в казачьи и русские народные костюмы.
Дети поют песню:
В краю не бывали,
Людей не видали.
Дети становятся полукругом в центре зала. Вслед за детьми в зал входят три самые уважаемые в станице женщины — Большухи — которым доверяли проводить все большие обрядовые праздники.Большухи вносят: последний сжатый сноп — «именинник», пирог «Богач» и глиняный кувшин с родниковой водой. Звучит музыка.
— Осень, осень, в гости просим!
С обильными хлебами,
Высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Осень, осень!
Сноп последний вносим.
Приходи с ливнем,
С льном высоким, с корнем глубоким,
С толокой, обмолокой, золотым венцом! (поклон снопу — «имениннику». Сноп и пирог ставят в «красный» угол)
— Здравствуйте, гости дорогие, девицы да молодцы пригожие! Сегодня праздник у нас — праздник последнего снопа «Осенины» или «Оспоженки», «Госпожинки». Много названий у праздника этого. А отмечаем мы его издавна в великий день — День рождения Пресвятой Богородицы. Благодарим Осень за доброту и щедрость её, за дары её, которые кормят нас всю зиму.
— А самый главный подарок Осени, самый главный кормилец русского человека — это хлеб. Хлеб на Руси почитали всегда, это главное богатство народа, каждой семьи. В народе говорят, — «Хлеб всему голова», Где хлебно, там тепло, там и жить добро!», «Хлебом и солью встречаем дорогих гостей!». А откуда же берёт начало хлеб? Ну, конечно же, с золотого зёрнышка, с золотого пшеничного или ржаного полюшка. А как хлебушек приходит к нам на стол, сейчас нам покажут и расскажут мальчики и девочки старшей группы в игре «Кто с нами».
Игра «Кто с нами»
Играющие встают в две шеренги одна напротив другой — «стенка на стенку». Первая шеренга движется в середину зала, показывая движения с вопросами, вторая шеренга отвечает и повторяет действия.
— Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
— Мы с вами. Мы с вами пашенку пахати!
— Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
— Мы с вами. Мы с вами жито рассевати!
— Кто с нами, кто с нами жито косити?
— Мы с вами. Мы с вами жито косити!
— Кто с нами, кто с нами жито молотити?
— Мы с вами. Мы с вами жито молотити!
— Кто с нами, кто с нами зёрна молоти?
— Мы с вами. Мы с вами зёрна молоти!
— Кто с нами, кто с нами муку просевати?
— Мы с вами. Мы с вами муку просевати!
— Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
— Мы с вами. мы с вами тесто замесити!
— Кто с нами, кто с нами пирог испеките?
— Мы с вами. Мы с вами пирог испеките!
— Вот такой вышины, вот такой ширины!
— Наигрались, отдохнём, в светлу горенку войдём! Проходите, проходите, да на лавочки садитесь. (дети рассаживаются на стулья).
— А чьё же это поле золотом блестит? (смотрит на экран с изображение пшеничного поля).
Встают мальчики и хором говорят:
— Это наше поле золотом блестит. Жницы не дремали. Жницы жито жали. и звенела над золотым полем песня.
— Ты, Пречистая Мать,
Ходи бороду полоть
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом.
В зал выходят девочки. Одни с серпами изображают сбор колосьев, другие идут следом и собирают колосья в переднички.
Девочки исполняют песню:
— А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Зеленое жито вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать.
— Жницы, собирая урожай, вязали снопы, а детки из выпавших стеблей пшеничных вязали себе куколок — стригушек, чтобы ими потом играть. Куколки — стригушки — это маленькие ожившие снопы. А почему ожившие? Вот мы сейчас и увидим. Девочки, покажите, как пляшут ваши стригушки.
В центре зала ставят стол, девочки встают за стол, стригушки стоят на столе. Звучит весёлая музыка, девочки кулачками отбивают музыкальный ритм, а куколки — стригушки подпрыгивают на столе, пляшут.
— Замечательно пляшут ваши куколки. Давайте вместе с ними устроим большой хоровод. (хоровод «Топотушки» под музыку вместе с куколками).
— Куклы — это обереги дома, они оберегают дом от болезней, неурожая и других бед. Поэтому мы оставим стригушек в нашем доме до следующего урожая. (куколок ставят на стол в «красный» угол).
— Вместе со стригушками в доме до следующего урожая мы оставим наш последний сноп — «именинник». Последний сноп — самый главный, почитаемый гость в нашем доме. Сейчас мы его будем прославлять и наряжать, чтобы весь год был богатым. (девочки наряжают сноп в женский костюм).
А мальчики в это время по очереди говорят следующие слова:
— Землю солнце красит, а человека труд!
— Что посеешь, то и пожнёшь,
— Что пожнёшь, то и смолотишь,
— Что смолотишь, то и смелешь,
— Что смелешь, то и испечёшь,
— Что испечёшь, то и съешь!
— Жатве пришёл конец, а пиру начало.
Ох, и слава Богу, что жито пожали.
И в копны поклали.
На гумне стогами, в клети закромами,
А в печи — пирогами!
— А из новой муки мы испекли праздничный пирог «Богач» и хлебцы в форме букв «Р» и «Б» во славу Пречистой Богородицы. (Большухи угощают всех детей хлебцами и пирогом. Пирог нельзя резать, его ломают.)
Дети проходят по залу «змейкой — ручейком», становятся в круг.
Большухи говорят,а дети за ними повторяют:
— Спасибо Землице -матушке!
— Царице- водице да Солнышку — колоколнышку за их труд!
Под песню «В хороводе были мы. » дети водят хоровод и «змейкой» выходят из зала.
1. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. / Л. А.Иванцова — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.
2. Пугачёва Н. В., Есаулова Н. А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Москва, 2005 г.
3. Интернет-ресурс «nsportal.ru»
Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее Введение. Темой нашего исследования является жизнь и духовный подвиг наследника последнего русского царя Николая II Цесаревича Алексея Романова.
Сценарий праздника «Осенины на Руси» Осенины на Руси Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной к школе групп. Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору;.
«Путешествие на поезде». Праздник «Осенины» ОсениныДети, взявшись за руки, друг за другом под песню «Золотая осень» муз. Ю. Слонова входят в зал и строят полукруг лицом на зрителя.
Фотоотчет «Провели праздник «Осенины» совместно с музыкальным руководителем праздник «Осенины» Цель: Знакомство детей с русскими народными праздниками «Осенины» Задачи: 1. Актуализировать знания детей о русских.
Сценарий развлечения «Осенины» Задачи: 1. Способствовать развитию у детей музыкально-эстетического вкуса и чувств. 2. Обогащать художественное представление об осени.
«Осенины». Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы детского сада Сценарий осеннего развлечения, для детей средней группы Действующие лица: Осень- взрослый Гриб Боровик — взрослый Мухоморчики-дети Волк-ребенок.
Сценарий развлечения «Есенинские Осенины» для подготовительной группы В группу входит воспитатель в костюме Осени. — Здравствуйте, ребятки! Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года (осень, а какой.
Спортивно-игровое мероприятие «По следам последнего героя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Дельфинёнок» Сценарий спортивно игрового мероприятия.
Сценарий развлечения «Золотая ярмарка — Осенины» для подготовительной к школе группе Золотая ярмарка «Осенины» Сценарий развлечения Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Цель: приобщение детей к народному.
Источник