Осеннее макошье или осенние мокриды

Женский праздник Мокоши — Осенние Мокриды

В самом конце октября наступает большой славянский женский праздник Осеннее Макошье или Осенние Мокриды. Праздник символизирует связь с Женским началом — богиней Макошью, которая ткет свое покрывало судьбы для каждого человека. Этот женский праздник приходится на ближайшую пятницу к 1 ноября. Соответственно, в 2015 году Осенние Мокриды будут 30 октября. В старину Осенние Мокриды и Макошье, повященные женской богине плодородия и судьбы, отмечался всю неделю, на которую выпадала последняя пятница октября. Этот день считался Святым — Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны.

Во времена двоеверия на Руси — старой ведической веры и христианства — это время засыпания природы носило два названия: Осенние Мокриды и день Параскевы Пятницы, которая была покровительницей браков и целительницей болезней, особенно, происходящих от колдовства. Святая Парскева Пятница была особо чтима женщинами. Они посещали храм Параскевы Пятницы. Параскева Пятница имела молитву о замужестве. Параскева Пятница наложилась на праздник богини Макошь и совметила в себе ее обряды. Макошь — богиня древней славянской ведической традиции. Культурное наследие богини Макошь действительно огромно. Оберег Макошь в русских вышивках — это треугольник или ромб. Макошь и ее символ защищали женщину, сохраняя ее силу к продолжению рода.

Матерь Макошь была у славян Небесная Пряха, Владычица Судеб, Держательница Покутных (судьбоносных) Нитей всего сущего. Считалось, что каждый человек имеет свои нити судьбы, которые прядет ему Макошь. У женщин свои золотые нити, которые в этот день нужно было очищать и наполнять своей женской энергией, чтобы они блестели и сверкали золотым светом. Для очищения женских нитей судьбы и женской доли соответственно, жрицы Макоши в Осенние Мокриды мыли и расчесывали Кудели Судеб — то есть распрямляли спутавшиеся нити женской судьбы, а также предрекали будущее женщины.

Читайте также:  Когда можно срезать яблоню осенью

Сначала Жрицы Макоши омывали кудель (очищенные волокна льна, конопли или шерсти, приготовленные для прядения) «молчальной» водой (набранной из источника в молчании). Затем символически расчесывали кудель специальным гребнями. Потом жрец или волхв три раза подряд спрашивал у них: «Что деете?» Они отвечали: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляли всех собравшихся, обходя стоящих кругом женщин по часовой стрелке и окропляя освященной водой, в которой омывали перед этим кудель. Окропляли, брызгая самой куделькой на всех, окуная ее в чашу с водой. Все в ответ кланялись и благодарили Макошь за Дары Её. После чего устраивали большой братчинный пир.

Прясть Нити Судьбы Макоши помогают две Богини-Помощницы: Доля и Недоля (или в других именах Жива и Живена, Мара и Морена). Согласно старинным Славянским сказам, спряденные ими чудесные Нити Судьбы образуют на общем Полотне Судеб дивные узоры. Это значит, что нити нашей судьбы сплетаются с нитями судьбы других людей, и таким образом в этих узорах отношений с другими людьми мы проживаем нашу жизнь.

На Осенние Мокриды принято было приносить дары (в виде растительной пищи) Земле, Воде, Макоши и просить у них прощения за «всё, чем досадили» в этом завершающемся году. Чтобы на будущий год Земля и Вода помогли вырастить богатый Урожай.

Также в дни Макоши — Осенние Мокриды — принято было гадать. Для этого в чашу с заговоренной водой бросали небольшие дощечки с изображенными на них символами Макоши (чирами) в виде треугольников вершиной вниз, квадратов и ромбов, поставленных на угол (все это символы рождающего Женского Лона) и смотрели как легли эти чиры. По ним и предрекали свою женскую судьбу на ближайший год.

Читайте также:  Декоративные кустарники уход осенью

В эти дни также начинали мять и трепать лён, готовили его таким образом для пряжи. Все мастерицы — незамужние и замужние — выносили свой вытрепанный лён на показ, устраивая таким образом «льняные смотрины». У кого льняные нити были тоньше и мягче, та и была самой искусной в женских премудростях, что означало — такая женщина несла большое благо для своей семьи: для мужа и детей.

Богиня Макошь прядёт Нити Судьбы, а ткать Пряжу Судеб помогают её дочери Доля и Недоля. Заплетают они покутными нитями человека по его деяниям — добрым или злым. А когда нить обрывается, то наступает смерть. Макошь — хозяйка Судьбы, она может и дарами наградить, а может обернуться недолей злой, повлиять на женскую плодовитость, и на достаток в доме. Её символ — Мировая Уточка, сидящая на макушке-холке Велеса, от образа которой пошло название головного убора русских женщин — кокошника, форма которого спереди напоминает корону, а с боку — утку. Ещё один головной убор — кичка, символизировал рога Велеса с уткой между ними. Его, как символ плодовитости, носили молодые замужние женщины, меняя в старости на кичку безрогую, что означало отсутствие возможности рожать.

Макошь может позволить себе быть изменчивой: кому радость принесёт, а кому может принести и горе. Тех, кто борется за своё счастье, она милует и награждает за сильный дух и терпение, показывает путь к выходу из безнадёжных ситуаций, особенно, если человек не отчаялся, идёт пусть даже из последних сил, не изменяя себе и своей мечте. Награждает Макошь, посылая таким людям Богиню удачи Сречу. А если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на себя и на свою жизнь рукой в надежде, что Кривая как-нибудь да вывезет, то его ждёт горькое разочарование — Макошь отвернёт свой лик. И тогда на жизненном пути отвергнутого появляются чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая Нелёгкая, Недоля, Несреча, которые ведут его туда, где причитают над могилами Карна с Желею.

Богиня Макошь невероятно внимательна и заботлива, трудолюбивым и прилежным людям она всегда даёт хороший урожай и достаток. Женщины обращались к ней всегда с любой своей проблемой, что в семейной жизни, что в женском здоровье, в хозяйственных нуждах, даже в вопросах жизни и смерти, как своей, так и своей семьи. И это потому что Макошь — покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, которая приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания.

С Богиней Макошью отождествляют: из металла — серебро, из каменьев — горный хрусталь и лунный камень, а из животных — кошку. Символом её считается пряжа, клубок шерсти, веретено, именно их и приносили на капища.

В каждое время года, кроме зимы, празднуются дни, посвящённые Богине Макоши:

  1. Вешнее Макошье (день Земли) — 9 травеня/мая месяца. Чтится Макошь — Мать Сыра Земля. На Вешнее Макошье приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».
  2. Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца. Чтится Макошь-Мокрина — Водяная Матушка, всякого живота водяного Заступница. Приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги, особенно, если стоит засуха, а если идут обильные дожди, то просят сухой погоды.
  3. Спожинки/Госпожинки (праздник Окончания жатвы) — 15 серпеня/августа месяца. Чтится Макошь-Снопоносица, Жнивная Матушка — все благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай, а женщины катаются по стерне, собирая силу.
  4. День Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября месяца. Чтится Макошь-Прародительница — Старшая Рожаница — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.
  5. Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября месяца. Чтится Макошь-Судьбопряха (Небесная Пряха, Владычица Судеб) — люди приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето.

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особые наузы с прошениями и наговорами.

Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель — «распутывают» Покутные Нити, предварительно омыв кудель «молчальной водой». Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что делаете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец:«Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

И, конечно же, в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю — и если просьба будет сильна и искренна, то Макошь её услышит и исполнит обязательно…

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Я — фотограф

Эустома

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ)

Пятница, 29 Октября 2010 г. 02:07 + в цитатник

28 октября/листопада — заканчивается НАВЬЯ НЕДЕЛЯ (ОСЕННИЕ ДЕДЫ).
Неделя перед Осенним Макошьем. Завершаются проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны.

28 — 29 октября/листопада — празднуется святодень Макоши-Мокрины

Замыкание Земли и Воды на Осеннее Макошье

28 — 29 октября (листопада, жёлтня) [в ближайшую к 1 ноябрю пятницу] отмечается Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют (обрядовое вопрошание: «Что бабы, деете?» И ответ: «Мокриды творим, батюшка!») и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговоренной водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.

Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием:

«Хозяйка, открывай двери!

Стоят гости на твоём дворе.

Открывай двери все тесовые,

Стели дорожки новые.

Пришли к тебе гости светлые,

До тебя пришла Мокошь-матушка.

Дарует тебе как матушка,

В избёнку идёт закутную,

Открывает ларцы малёванные,

В один кладёт ткань тонкопрядную,

В другой кладёт белое полотно,

В третий кладёт доброе сукно.»

Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму.

Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва.

31 октября/листопада — ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ.
В эту ночь Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу.

Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как «Хэллоун» (Духов день, День всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов — силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины (наряды). Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь (т.е. по Солнцу, по часовой стрелке) — на жизнь, а другое противосолонь (т.е. против Солнца, против часовой стрелки) — на смерть. Это означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание.

В пору двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, покровительницей браков и целительницей болезней (особенно, происходящих от колдовства): 14 октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (ибо лён трепали), и 28 октября — день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «льняные смотрины».

На священное дерево, посвящённое Великой Матери, навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши творят Мокриды: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании – без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем – Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой…

Источник

22 октября Осеннее Макошье: женский праздник Богини Судьбы

Макошь – славянская Богиня Судьбы

Богиня Макошь непроста для понимания, сложен её характер, как переплетения ниточек судеб в едином полотне мира, что соткала Макошь. Есть у славян праздники, когда приблизиться к Макошь чуть проще, чем обычно. Потому на Осеннее Макошье женщины издревле проводили обряды да пели песни в честь Богини Судьбы. Потому в женский праздник Макошь откладывали всякие дела – нынче день Макошь-Матушке посвящен, её восславим, забыв о привычных заботах.

Осеннее Макошье – праздник Богини Судьбы, прядущей нити жизней

Когда Осеннее Макошье?

Осеннее Макошье – праздник поздней осени. Октябрь землю прикроет, где листком, где снежком. Осеннее Макошье – время переходное. Кажется, осень на дворе, но вот уж за окном белая снежная пелена, легкая, будто туман, а на завтра вновь кругом голая земля да опавшие листья. Сложно уловить настроение погоды нынче. Недаром день Макошь – праздник женский. Настроение Богини Судьбы переменчиво, говорит она не столь прямо, как мужские Боги, всё более загадками.

Осеннее Макошье, что зовут ещё иногда Осенними Мокридами, выпадает обычно на неделю с последней пятницы октября по первую пятницу ноября. В 2021 году Осеннее Макошье с 22 по 29 октября. Женский праздник Макошь приходится на последний день Осенних Мокрид – непременно на пятницу.

Знают в народе женский Праздник Макошь и как Параскеву Пятницу. Имя христианской святой заменило древнее обращение к Макошь в годы, когда под запретом была вера в Родных Богов. А суть женского праздника Макошь сохранялась во все века, помнили наши девицы и жонки, как почтить великую Богиню Судьбы.

Макошь-Льняница, Макошь-Пряха

Во подоле Макоши
Мир рождается.
Во подоле Макоши
Мир рождается.

Во подоле Макоши
Мир бережится.
Во подоле Макоши
Мир бережится.

Посеешь лён – пожнешь золото. Лён всех одевает, без него полотно для рубахи да сарафана не соткать, вышивку обережную на нарядах не сделать. Женщина, ткущая полотно из льна, с самой Матушкой-Макошью в этот миг схожа. Потому на осеннее Макошье женское рукоделие чтили. Как вышло тогда, что в женский праздник Макошь откладывали домашнее рукоделие, не притрагивались к прялке и веретену, откладывали мастерицы иголки и яркие ниточки для обережной вышивки?

Ведают на Севере: на Осеннее Макошье сама Богиня Судьбы трудится, прядет ниточки жизней, соединяет их в узоре единого полотна судьбы. Только Макошь ведомо, на чьей ниточке узелок завязать, кому встречу с суженым подарить, кому деточек, славных сыновей да дочек. Потому на Осеннее Макошье женщины к рукоделию не прикасаются, дабы не мешать работе Богини Судьбы.

Славянский обряд на Осеннее Макошье

В женский праздник Макошь встают девицы и жонки рано, на утренней зоре проводят обряд, обращенный к Богине Макошь. На Севере, где живут большими семьями, обряд такой проводила старшая жонка. Нынче же, когда живем мы в отдельных квартирах, не со всей родней, славить Макошь каждая девица и жонка может.

Славянский обряд на Осеннее Макошье

На утренней зоре надобно поставить алтарь с верчей четырем стихиям. В середку алтаря знак Богини Макошь кладут: кто сережки с обережным узором, подобным переплетениям нитей, кто вышитый знак Макошь, кто чур-образ Богини Судьбы. Свечи зажигают, переносясь мыслями в Божий Мiръ да читают заговоры, славящие Богиню Судьбы.

И мы нынче утром на Осеннее Макошье, в пятницу 22 октября, восславим Богиню Магии, поклонимся Макошь-Матушке, зажжем восковую свечку, да, глядя в её пламя, ненадолго оставим все дела и погрузимся в северное волшебство. Приглашаем и вас к нам присоединиться – пусть наши общие Славления Макошь сливаются в единую песню!

Источник

Оцените статью