Сагалович однажды осенью 1943 года

Текст Сагаловича (с разбором)

(1)Однажды, осенью 1943 г., в Моршанском училище вечером незадолго до отбоя к нам во взвод пришел зам. командира батальона по политчасти, ст. лейтенант Журавлев и завел беседу о том о сем, как умели профессиональные политработники, и незаметно, плавно подошел к теме патриотизма. (2) «Вы — курсанты, в чем состоит ваш патриотизм?»

(3) На наших курсантских лицах — замешательство. (4) Разумеется, мы все считали себя патриотами, но ответить на конкретный вопрос, в чем состоит именно наш патриотизм, не могли. (5) В самом деле, на фронте воюют, не щадят своей крови, в тылу строят танки и самолеты, куют победу. (6)А мы?(7) Дармоеды! (8) Нас кормят по девятой, курсантской, норме; это значит, что на завтрак нам полагается 20 граммов сливочного масла и белый (!) хлеб, в то время как гражданские люди по своим продовольственным карточкам отнюдь не сыты. (9) А мы только и делаем, что наступаем на воображаемого противника, «ведем огонь» по мнимым целям, только подавая команды и не производя реальных выстрелов, и уж если стреляем на стрельбищах боевыми патронами и минами, то считаем каждый боеприпас на вес золота. (10) Кроме того, ходим строевым шагом, чистим наши минометы и карабины и т. д.

(11) Нами одолело смущение. (12) Мы не почувствовали за собой значимых дел! (13) Мы инстинктивно понимали, что на одних только словах патриотизма быть не может. (14) Либо ты воюешь, либо ты льешь сталь или выращиваешь хлеб. (15) А если ты ни того ни другого не делаешь, то ты нуль. (16)Конечно, замполит разъяснил нам, что наш патриотизм — в качественной учебе. От нас ждут умелого командования своими подразделениями на фронте, куда мы скоро отправимся, и именно учебе мы обязаны отдавать все свои силы. (17) Мы, наконец, заняли свою нишу в общей системе патриотизма, и нам больше не должно быть стыдно нашего «дармоедства». (18) вой долг мы отдадим, и очень скоро.

Читайте также:  Какие цвета подойдут девушкам осенью

(19)Таким образом, главное, что стало подчеркнуто точным: патриотизм — в деле. (20) Либо ты действительно патриот, и тогда ты по-настоящему делаешь свое дело, не нуждаясь в словесном аккомпанементе к своему патриотизму, либо ты работаешь тяп-ляп, но тогда не рассчитывай, что тебя признают патриотом, как бы ты ни распинался в любви к Родине. (21)Всякий, кто делал и делает патриотизм своей профессией, тот гроша ломанного не стоит. (22) Разве что, выкрикнув раньше всех «я патриот», будет размахивать своим патриотизмом как дубиной, возомнит, что обрел власть над другими (которых он норовит обвинить уже в том, что опоздали).

(23) Есть однако у проблемы патриотизма и другой куда более серьезный аспект. (24) У любви к родине две стороны: субъект (это ты) и объект (это твоя родина). (25) Вторая сторона может быть матерью, а может быть мачехой.

(26) Помню, как на одной из сессий по военной переподготовке один лектор говорил, что когда солдатам армий капиталистических стран внушают любовь к родине, то это «большая ложь». (27) Им, солдатам, родина не принадлежит, а принадлежит она правящему классу, богатым.

(28) И какой же цепочкой силлогизмов вывести мне теперь способ и правила моего патриотического или, может быть, наоборот, тьфу ты, антипатриотического поведения?! (29) Помогут ли здесь формально-логические рассуждения?

(30) Порой мною овладевает невыразимое изумление, граничащее с физическим ощущением неправдоподобия моего существования. (31) Я столько раз мог быть убитым прямо с точным указанием именно того момента неизбежной гибели, что невозможно объяснить, почему я жив.

(32) Патриот ли ты, если ставишь на одну доску и Великую Победу и свою трепещущую плоть.(33) А я и не ставлю.(34) Не продал же я Родину, чтобы сохранить свою жизнь. (35) Но радоваться, что выполнив свой долг, ты еще и остался жить, никому не заказано. (36) Быть может, у маршала не было особенной радости за его сохранившуюся жизнь. (37) Но для солдата переднего края — это естественно и не стыдно!

(По Ю.Л. Сагаловичу)

Юрий Львович Сагалович (1924-2018) – ветеран Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, автор воспоминаний о войне «59 лет жизни в подарок от войны».

Источник

Сагалович однажды осенью 1943 года

После утренней каши с тушенкой каждый военнослужащий получил на время марша паек: килограмм вареной говядины и буханку хлеба (эх, всегда бы так!). Мне достался такой кусок подбедерка, что я помню его до сих пор, и именно с того дня я полюбил сваренное без всяких приправ и ухищрений мясо.

К месту вспоминается, как мы готовились к зимнему наступлению (хотя мы тогда и не знали, что оно будет так называться). После автомобильного марша полк расквартировался в деревне, что на шоссе между Гуменне и Медзилаборце. Каждое утро после завтрака я уводил взвод на тактические занятия. Мы тренировались в захвате языка. Захватим языка (раза три от завтрака до обеда) — и перекур. А вокруг заросли терновника. Ягоды тронуты морозцем. Зимой на войне, хотя и вне боя — кисло-сладкие ягоды. Вот уж отводили душу! Как дети…

Когда вспоминаю редкую тихую ночь, прорезываемую автоматной чечеткой, почему-то приходит в голову, что от того февраля 1945 г. до конца войны оставалось менее трех месяцев. Этого никто не знал, и никто не считал дней. Это не имело никакого смысла. Я думаю, что это от того, что погибнуть ты мог в любой момент, а этих моментов был континуум. От февраля до мая была еще такая даль!

Не слишком ли часто я вспоминаю про возможность гибели, не есть ли это признак преувеличенной заботы о своей собственной плоти?

Забегаю вперед. За три дня до конца войны мы завязали бой за г. Оломоуц в Чехословакии. К вечеру 8 мая мы овладели им. Наутро объявлена Победа, о чем в начале боя мы и помыслить не могли. Три дня ожесточенного боя с потерями и еще черт знает чем были забыты мгновенно. Личное переполнявшее душу восторженное резюме всех, с кем я воевал или впоследствии беседовал, было: «Война кончилась, и мы живы».

И еще. Порой мною овладевает невыразимое изумление, граничащее с физическим ощущением неправдоподобия моего существования. Я столько раз мог быть убитым прямо с точным указанием именно того момента неизбежной гибели, что невозможно объяснить, почему я жив.

Патриот ли ты, если ставишь на одну доску и Великую Победу и свою трепещущую плоть. А я и не ставлю. Не продал же я Родину, чтобы сохранить свою жизнь. Но радоваться, что выполнив свой долг, ты еще и остался жить, никому не заказано. Быть может, у маршала не было особенной радости за его сохранившуюся жизнь. Но для солдата переднего края — это естественно и не стыдно![14]

В общем, никому ничего не навязываю. Кто как считает нужным, так пусть и думает. А павшим — вечная память!

Раз уж упомянул слово «патриот», то как раз время сказать о патриотизме. Однажды, осенью 1943 г., в Моршанском училище вечером незадолго до отбоя к нам во взвод пришел зам. командира батальона по политчасти, ст. лейтенант Журавлев и завел беседу о том о сем, как умели профессиональные политработники, и незаметно, плавно подошел к теме патриотизма. «Вы — курсанты, в чем состоит ваш патриотизм?» На наших курсантских лицах — замешательство. Разумеется, мы все считали себя патриотами, но ответить на конкретный вопрос, в чем состоит именно наш патриотизм, не могли. В самом деле, на фронте воюют, не щадят своей крови, в тылу строят танки и самолеты, куют победу. А мы? Дармоеды! Нас кормят по девятой, курсантской, норме; это значит, что на завтрак нам полагается 20 граммов сливочного масла и белый (!) хлеб, в то время как гражданские люди по своим продовольственным карточкам отнюдь не сыты. А мы только и делаем, что наступаем на воображаемого противника, «ведем огонь» по мнимым целям, только подавая команды и не производя реальных выстрелов, и уж если стреляем на стрельбищах боевыми патронами и минами, то считаем каждый боеприпас на вес золота. Кроме того, ходим строевым шагом, чистим наши минометы и карабины и т. д. Нами одолело смущение. Мы не почувствовали за собой значимых дел! Мы инстинктивно понимали, что на одних только словах патриотизма быть не может. Либо ты воюешь, либо ты льешь сталь или выращиваешь хлеб. А если ты ни того ни другого не делаешь, то ты нуль. Конечно, замполит разъяснил нам, что наш патриотизм — в качественной учебе. От нас ждут умелого командования своими подразделениями на фронте, куда мы скоро отправимся, и именно учебе мы обязаны отдавать все свои силы. Мы, наконец, заняли свою нишу в общей системе патриотизма, и нам больше не должно быть стыдно нашего «дармоедства». Свой долг мы отдадим, и очень скоро.

Таким образом, главное, что стало подчеркнуто точным: патриотизм — в деле. Либо ты действительно патриот, и тогда ты по-настоящему делаешь свое дело, не нуждаясь в словесном аккомпанементе к своему патриотизму, либо ты работаешь тяп-ляп, но тогда не рассчитывай, что тебя признают патриотом, как бы ты ни распинался в любви к родине. Всякий, кто делал и делает патриотизм своей профессией, тот гроша ломанного не стоит. Разве что, выкрикнув раньше всех «я патриот», будет размахивать своим патриотизмом как дубиной, возомнит, что обрел власть над другими (которых он норовит обвинить уже в том, что опоздали). Трескучий патриотизм — не котируется.

Кстати, тогда не было солдат, а были бойцы или красноармейцы. Солдаты появились лишь после войны, когда вышел новый Устав внутренней службы.

Источник

Сагалович однажды осенью 1943 года

ТЕКСТ ПРИМЕРНЫЙ И НУЖДАЕТСЯ В РЕДАКТИРОВАНИИ

Раз уж упомянул слово «патриот», то как раз время сказать о патриотизме. Однажды, осенью 1943 г., в Моршанском училище вечером незадолго до отбоя к нам во взвод пришел зам. командира батальона по политчасти, ст. лейтенант Журавлев и завел беседу о том о сем, как умели профессиональные политработники, и незаметно, плавно подошел к теме патриотизма. «Вы — курсанты, в чем состоит ваш патриотизм?» На наших курсантских лицах — замешательство. Разумеется, мы все считали себя патриотами, но ответить на конкретный вопрос, в чем состоит именно наш патриотизм, не могли. В самом деле, на фронте воюют, не щадят своей крови, в тылу строят танки и самолеты, куют победу. А мы? Дармоеды! Нас кормят по девятой, курсантской, норме; это значит, что на завтрак нам полагается 20 граммов сливочного масла и белый (!) хлеб, в то время как гражданские люди по своим продовольственным карточкам отнюдь не сыты. А мы только и делаем, что наступаем на воображаемого противника, «ведем огонь» по мнимым целям, только подавая команды и не производя реальных выстрелов, и уж если стреляем на стрельбищах боевыми патронами и минами, то считаем каждый боеприпас на вес золота. Кроме того, ходим строевым шагом, чистим наши минометы и карабины и т. д. Нами одолело смущение. Мы не почувствовали за собой значимых дел! Мы инстинктивно понимали, что на одних только словах патриотизма быть не может. Либо ты воюешь, либо ты льешь сталь или выращиваешь хлеб. А если ты ни того ни другого не делаешь, то ты нуль. Конечно, замполит разъяснил нам, что наш патриотизм — в качественной учебе. От нас ждут умелого командования своими подразделениями на фронте, куда мы скоро отправимся, и именно учебе мы обязаны отдавать все свои силы. Мы, наконец, заняли свою нишу в общей системе патриотизма, и нам больше не должно быть стыдно нашего «дармоедства». Свой долг мы отдадим, и очень скоро.

Таким образом, главное, что стало подчеркнуто точным: патриотизм — в деле. Либо ты действительно патриот, и тогда ты по-настоящему делаешь свое дело, не нуждаясь в словесном аккомпанементе к своему патриотизму, либо ты работаешь тяп-ляп, но тогда не рассчитывай, что тебя признают патриотом, как бы ты ни распинался в любви к родине. Всякий, кто делал и делает патриотизм своей профессией, тот гроша ломанного не стоит. Разве что, выкрикнув раньше всех «я патриот», будет размахивать своим патриотизмом как дубиной, возомнит, что обрел власть над другими (которых он норовит обвинить уже в том, что опоздали).

Есть однако у проблемы патриотизма и другой куда более серьезный аспект. У любви к родине две стороны: субъект (это ты) и объект (это твоя родина). Вторая сторона может быть матерью, а может быть мачехой. После войны я не раз призывался на кратковременную военную переподготовку. Помню как в самом начале сбора в академии им. Фрунзе всех призванных на сбор офицеров запаса усадили на идеологическую лекцию, и лектор говорил, что когда солдатам армий капиталистических стран внушают любовь к родине, то это «большая ложь». Им, солдатам, родина не принадлежит, а принадлежит она правящему классу, богатым.
И какой же цепочкой силлогизмов вывести мне теперь способ и правила моего патриотического или, может быть, наоборот, тьфу ты, антипатриотического поведения?! Могут ли здесь помочь формально-логические рассуждения?

Источник

В чём заключается истинный патриотизм? По тексту Ю. Л. Сагаловича (ЕГЭ по русскому)

Ю. Л. Сагалович предлагает своим читателям задуматься над актуальной проблемой. В чём заключается истинный патриотизм?

Рассуждая над проблемой, автор показывает разговор между замкомандиром батальона и взводом курсантов. Лейтенант задал вопрос: «. в чём состоит ваш патриотизм?». Это ввело всех в замешательство.

Молодые ребята не почувствовали за собой значимых дел. Они ещё не бывали в боях,наступали лишь на «воображаемого врага». Поняв, что у курсантов нет ответа, замполит позже разъяснил, что: «. патриотизм — в качественной учебе. «. Ведь скоро юноши закончат подготовку и будут отдавать свои силы на фронте. Становится ясно, что истинный патриот не ищет заслуг, а качественно исполняет свой важный долг.

Для сравнения обратимся к другой части текста, где герой-рассказчик рассуждает над проблемой патриотизма. Он дрожит как родиной,так и своей жизнью. Человек ведь не машина, которая слепо исполняет свой долг, а живое существо со страхами и переживаниями. Как поясняет рассказчик, перед боем для него не стоит выбор между «Великой Победой» и своей плотью. Читатель понимает, что настоящий патриот тот, кто понимает цену своей жизни, но продолжает сражаться, так как осознает, за что идет бой, что стоит на кону.

Оба примера, дополняющие друг друга, показывают, в чем проявляется настоящая любовь к родине.

Позиция автора такова: истинный патриотизм заключается не в пустых словах, а в действиях. На упорном труде основывается любовь к отчизне, к самому себе.

Я полностью согласен с мнением писателя, потому что именно поступки, движимые чувствами человека, показывают степень его любви к родине. Яркий пример истинного патриотизма мы можем наблюдать в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Перед Бородинским сражением бойцы объединились ради победы над захватчиками. Толстой от лица князя Андрея говорит читателю, что итог сражения зависит не от командиров или числа войск, а от чувств внутри каждого солдата. Именно любовь к родине, семье помогла бойцам одолеть чувство страха,сплотиться перед лицом врага.

Таким образом, истинный патриотизм исходит из сердца человека,а проявляется в его поступках.

Содержание сочинения

К1. Экзаменуемый верно формулирует проблему («В чём заключается истинный патриотизм?») (1 из 1) .

К2. Приведены два примера (влияние Родины и общественных институтов на становление национального характера). Пояснение дано к двум примерам. Смысловая связь между примерами указана, но не проанализирована (5 из 6) .

К3. Позиция автора сформулирована верно. (1 из 1)

К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора и обосновал его. (1 из 1) .

Речевое оформление

К5. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок не обнаружено. (2 из 2) .

К6. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но однообразием грамматического строя речи (1 из 2) . У тебя очень много одинаковых по строению предложений, которые стоят рядом.

К7. Соблюдение орфографических норм (3 из 3) . Есть графическая ошибка (слово «дорожит» (ты написал «дрожит» ) в третьем абзаце).

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3 из 3)

К9. Соблюдение грамматических норм (2 из 2) .

К10. Соблюдение речевых норм (0 из 2)

«Ю. Л. Сагалович предлагает своим читателям задуматься над актуальной проблемой.»

« Становится ясно , что истинный патриот не ищет заслуг, а качественно исполняет свой важный долг.»

«Для сравнения обратимся к другой части текста…»

К11. Соблюдение этических норм (1 из 1) .

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1) .

Заключение

Экзаменуемый правильно определяет проблему, приводит примеры к ней. Однако анализирует смысловую связь между ними. Кроме того, допущены ошибки в речи. В целом сочинение написано хорошо. Особенно содержательная часть работы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Оцените статью