Урок по теме бунин холодная осень

Журнал Педагог

Автор: Сёмина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей пгт.Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Афипский Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование по теме «Лингвистическое толкование рассказа И.А.Бунина»Холодная осень»
Раздел: полное образование

Тема урока: И.А.Бунин «Холодная осень». Печальная история любви героев

рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и

поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на

знания ранее изученной лирики и прозы.

мышления, языковой чуткости.

3.Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.

Тип урока: урок — исследование.

«И.А.Бунин», тексты стихов, исследовательские работы учащихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание,

Эпиграф к уроку:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест

против несовершенства мира в самых его основах»

Изучение новой темы.

Учитель: Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Темные

единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей

героини, с важным эпизодом из её жизни – последним вечером с

женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны.

Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер

происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение

времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с

началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе.

Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других,

вспоминая все то, что я пережила…»). Несомненен тонкий лиризм

повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев

рассказа к стихотворению А.Фета «Какая холодная осень!».

Беседа с учащимися по восприятию и оценке рассказа может

выглядеть следующим образом:

— Итак, о чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень?» (о любви,

о войне о прошлом героини).

— С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?

Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914

Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию

первой мировой войны.

— Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по

деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не

сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается

момент расставания двух влюбленных людей.

Рассказано о смерти

Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли

это с определенной мыслью художника слова?

Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых

частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных

и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся

остальная жизнь героини.

Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что

я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки

было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний

вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в

моей жизни,- остальное ненужный сон».

Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так

дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет

Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.

Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это

Ученик. На чувствах героев, на описании природы.

рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали

обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как

мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа

можем высветить в своем воображении.

Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая

трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя

– мрачное и печальное настроение.

Учитель. А на чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях

пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные

осыпанные минерально блестящими звездами».

Ученик. Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин

Учитель. Вам, ребята, было дано задание — подготовить исследование

по рассказу Бунина «Холодная осень».

Исследовательские работы учащихся.

В процессе исследовательской работы с целью создания собственного

восприятия и понимания учащиеся обратились к мотиву звезды. Этот

мотив характерен для русской литературы, в том числе и 19 и 20 века.

Присутствует он в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского,

других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого

татарского поэта Г.Тукая. Так, у Пушкина звезда – это и природное

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

И звезда дружбы:

Я думал, что любовь погасла навсегда,

Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,

Что дружбы наконец отрадная звезда

Страдальца довела до пристани надежной.

Спеши, моя краса;

Звезда любви златая

Взошла на небеса…

(«К Делии» (1813-1817 г.)

У М.Лермонтова образ звезды – символ вселенского бытия:

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых,

В небе ходят без следа

Час разлуки, час свиданья-

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

Это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так,

безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных

светил над миром людей поэт подчеркивает в стихотворении «Звезда»

Тот нежный взор,

Он зреть не мог,

В этом стихотворении поэт реализует ещё один смысл образа звезды

помимо уже существующих в его творчестве – звезда как символ любви,

У Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также

становится приметой божественного начала.

Мою звезду я знаю, знаю,

Я наливаю, наливаю,

Гоненьям рока, злобе света

Живет не здесь – в звездах Моэта

Когда ж коснутся уст прелестных

Не нужно мне ни звезд небесных.

Ни звезд Аи! (1839 г.)

Образ звезды имеет явно и романтический характер. Звезда и как судьба, и

как любовное чувство, и как образ любимой — противопоставлена гоненьям

рока и злобе света. Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил

небесных, и сил земных. Именно так можно прочитать последние строки

А как можно прочитать образ звезды в рассказе Бунина? В рассказе образ

звезд также связан с мотивом любви.

В финале рассказа Бунина именно

любовное чувство оказывается сильнее смерти и жизненных невзгод. В этом

писателя, возможно, связана с вселенской вечностью и любовью.

В своих исследовательских работах учащиеся прокомментировали образ

произведениях писателя и во многом символичном. Этот образ может быть

связан с райским блаженством библейских персонажей, с Эдемом. Образ сада

ярко предстанет в одном из поэтичных рассказов писателя раннего периода

его творчества (1900-е годы) «Антоновские яблоки».

Как образ холодной осени связан со стихотворением Фета? Почему герои,

расставаясь, обращаются к поэтическим строкам вообще?

Учащиеся дали тематическое обоснование для объяснения художественного

использования поэтических строк Фета. Девятиклассники рассуждают о том,

что чувство любви, которым охвачены герои, не всегда возможны передать

обычными словами. Поэтические строки сопутствуют поэтичности чувства.

Именно поэтому, считают они, писатель вводит в прозаическое произведение

Выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду,

чтобы более полно попытаться понять авторский замысел.

Учитель. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй

части рассказа помогают понять характер исторический эпохи?

Ученик. Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она

одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и

рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по

пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа.

остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и

племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня

скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария,

Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем

чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все живет в Ницце,

бедствует, живет на то, что Бог пошлёт. Во второй части представлен

мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.

Учитель. В финале урока обратимся к эпиграфу.

Согласны ли вы с

Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест

против несовершенства мира в самых его основах».

представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только

выступает против несовершенства мира.

можно понять название рассказа?

Ученик. Холодная осень – это символ. Для героини повествования это

символ любви. Причем любви вечного характера. Это не былое, не

утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня

горячо верит, совсем как в юности, где-то её жених ждет её – «с той же

любовью и молодостью, как в тот вечер».

разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться

по чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно

охарактеризовать словами заглавия рассказа – все хорошее осталось

там- в том холодном осеннем вечере.

реализующихся мотивов и характера сюжета в первой и второй частях

Источник

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (11 класс)

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (11 класс)

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

Выяснить, как использование категории времени способствует выражению авторской идеи.

Методы: аналитическая беседа; анализ.

— Каковы особенности рассказа как вида эпического рода литературы?

Рассказ – эпическое произведение малой формы. В рассказе дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Это может быть эпизод, поворотный, важный в изображенном отрезке времени, это может быть эпизод, значимый для жизни только героя. Для рассказа характерно небольшое количество действующих лиц, кратковременность изображаемых событий, небольшой объем.

Однако отбор фактов в рассказе может быть настолько общественно значимым, что рассказ поднимается до широких обобщений, охватывающих весь строй общественной, нравственной, политической жизни того времени, которое изображено в рассказе.

— Скажите, знакомы ли вам произведения малых эпических жанров, имеющие признаки эпопеи? (Это рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Сегодня мы постараемся понять, о чем рассказал и что сказал писатель в своей «Холодной осени».

Во время Великой Отечественной войны, находясь в это время в эмиграции и живя на вилле «Жаннет» в Грассе, И.А. Бунин создал лучшее из всего написанного им – цикл рассказов «Темные аллеи». В нем писатель совершил беспрецедентную попытку: он тридцать восемь раз писал «об одном и том же» – о любви. Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: всякий раз Бунин повествует о любви по-новому, а острота сообщаемых «подробностей чувства» при этом не притупляется, а даже усиливается.

Один из лучших рассказов цикла – это «Холодная осень». Писатель писал о нем: «Очень самого трогает “Холодная осень”». Он был создан 3 мая 1944 года. Этот рассказ заметно выделяется среди других.

— Что его отличает? (Обычно Бунин ведёт повествование от третьего лица, в которое вклинивается исповедь героя, его воспоминание о каком-то ярком моменте жизни, о своей любви. А в описании чувства Бунин следует по определенной схеме: встреча – внезапное сближение – ослепительная вспышка чувств – неотвратимое расставание. И чаще всего писатель рассказывает о несколько запретной любви. Здесь же Бунин отказывается и от безличного повествования и от привычной схемы. Рассказ ведётся от лица героини, что делает произведение субъективно точным по выражению чувств, испытываемых героями.)

— О чем этот рассказ? (В рассказе «Холодная осень» И.А. Бунин рассказал историю женщины, оставшейся совершенно одинокой, потому что в ее судьбу вмешались исторические события, лишившие ее всех близких и родных ей людей. На первой мировой войне погибает ее жених, в военные годы умирают и ее родители, революция отнимает дом, гражданская война – мужа и людей, заменивших ей близких, — племянника мужа и его молоденькую жену. Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу, что единственное, что было в ее жизни – это тот холодный вечер, когда еще был жив жених и были надежды на его возвращение, на будущее семейное счастье. В утешение ей остается вера в то, что где-то там, за той непостижимой чертой смерти, жених ждет ее с той же любовью и молодостью, как в тот далекий осенний вечер.)

Сюжет произведения довольно простой. Все события излагаются последовательно, одно за другим. Но сюжет – это то, что лежит на поверхности. Давайте с вами через универсальные категории — пространство и время, которые в тексте приобретают значение символическое –попробуем выяснить, как “сконструировано” данное произведение и как это способствует выражению авторской идеи.

— Какие хронотопы мы можем выделить в рассказе и как они связаны друг с другом?

Пространство рассказа совмещает в себе два плана:

Герои и их близкое окружение

Фердинанд, Врангель, Сараево, первая мировая война, города и страны Европы, Екатеринодар, Новочеркасск и др.

· Дом как храм и оберег, как основа семейного счастья, благополучия (сияющие окна дома – маяк для героев, место, где они счастливы были); сад (ассоциация с «Антоновскими яблоками»).

· Вечный дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер”. “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…” “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”.

Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.

Благодаря этому пространство рассказа расширяется до мировых пределов. При этом историко-географический фон является не только фоном, это не просто декорация. Все названные историко-культурные и географические реалии имеют непосредственное отношение к героям рассказа и к тому, что творится в их жизни. Любовная драма происходит на фоне первой мировой войны, вернее ее начала. Более того, она является причиной творящейся трагедии: «На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…»

Внутреннее время рассказа можно разделить на три группы:

«Прошлое первое» — холодная осень. Заканчивается сообщением о смерти героя.

«Прошлое второе» (тридцать лет дальнейшей жизни). Умещается всего в одном абзаце.

Настоящее (проживание в Ницце, время рассказывания).

«Первое прошлое» заканчивается сообщением о смерти героя. Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».

«Первое прошлое» Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».

В этом месте рассказ делится на две части, резко противопоставленные друг другу: холодный осенний вечер и «жизнь без него», казавшаяся такой невозможной. Потом хронология времени восстанавливается. А слова героя «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» в конце рассказа как бы возвращают нас к той холодной осени, о которой говорится в начале.

Ещё одна особенность времени в «Холодной осени» состоит в том, что не все события, составляющие сюжетную основу произведения, освещены одинаково подробно. Бóльшую половину рассказа занимают перипетии одного вечера, тогда как события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце. Когда героиня говорит об осеннем вечере, время словно замедляется. Читатель вместе с героями погружается в состояние полудрёмы, слышится каждый вздох, каждый шорох.

Персонажей, как в любом рассказе, здесь немного: герой, героиня, ее отец и мать, ее муж и его племянник с женой и дочкой. Типичным для рассказов Бунина является то, что у героев нет имен. Под местоимениями ОН и ОНА подразумеваются судьбы многих. В рассказе нет портретных характеристик (кому бы как не героине описать своего возлюбленного, но этого нет). Они – не конкретные люди, они – одни из тех, кто пострадал сначала от первой мировой войны, а потом от гражданской.

В конце своей жизни героиня спрашивает себя – «Что же все-таки было в моей жизни?» — и отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». А что было в тот холодный вечер? – Отец, мать, жених, дом, сад, родина, ожидание счастья, прошлое, настоящее и будущее – было все, был настоящий рай. Что есть у героини в настоящем – воспоминания о прошлом и надежда, возникшая благодаря вере, что «где-то там он ждет ее с той же любовью и молодостью».

Но сказал И. А. Бунин в своем рассказе гораздо больше, чем о личной трагедии отдельно взятого человека. Он сказал о гибели русского рода – обратите внимание, в рассказе нет собственных имен, однако есть широкое обозначение родственных связей. В произведении действуют отец, мать, дочь, жених, невеста, муж, жена, племянник, его жена, дочка племянника, вспоминаются бабушки и дедушки – круг обозначенных родственных связей не только широк – он уходит вглубь, к корням, к «временам наших дедушек и бабушек». Не случайно главный герой рассказа, обозначаемый в тексте как «он», однажды назван «сыном»: «Мать встала и перекрестила своего будущего сына», а утром надела ему на шею тот «роковой мешочек», что «носили на войне ее отец и дед». Вот она, связь и непрерывность поколений: вернувшийся с войны дед (в этой фразе даже последовательность упоминания сначала деда, потом отца не случайна), отец и, далее, сын, но сыну не суждено вернуться с войны. «Убили его – какое странное слово! – через месяц»… И.А. Бунин не случайно подчеркивает это слово восклицанием героини – оно не просто обозначает событие, оно совпадает с кульминацией рассказа. И вместе с «будущим сыном» убито само будущее рода – не одного, многих родов, — отсутствие имен собственных указывает на это. Убито и прошлое – оно ведь осталось только в памяти героини, до тех пор, пока она сама жива.

Надежды на то, что девочка, которую воспитала героиня, начнет новый род , нет – она выросла не просто чужой, она «стала совсем француженкой». В отличие от героини рассказа, у девочки не было того, что определяет духовную сущность человека – Родины («где только не скиталась я с ней»), дома, семьи, в которой есть отец и мать, и жизнь ее уже не похожа на настоящую – в ней все мишурное, игрушечное – шоколадный магазин, золоченые шнурочки, серебряные ноготки.

Рассказ называется «Холодная осень», и это название соотносится с такими деталями рассказа, как цитата из стихотворения А.Фета, с той его строчкой, в которой говорится про пожар – «Смотри, меж чернеющих сосен как будто пожар восстает» — и событием, которым все наполнено в рассказе, – войной. Восстает пожар войны, и И.А. Бунин воспринял это событие, Первую мировую войну, как «холодную осень» человечества.

Недаром рассказ о Первой мировой войне написан в конце второй мировой.

И.А. Бунин по-особенному, очень трагично воспринял начало первой мировой войны, считая ее началом конца человеческой истории. Художественно эти мысли воплощены в рассказе «Холодная осень».

Новаторство И. А. Бунина заключается в том, что он необыкновенно расширил возможности рассказа. В центре рассказа как малого эпического жанра лежит событие, важное для центрального героя, событие, что-то меняющее в его отношении к миру, в нем самом, открывающее ему какую-то тайну человеческой жизни. В центре рассказа И.А. Бунина — событие, изменившее судьбу человечества. В сжатом, предельно ограниченном пространстве рассказа (в нем менее четырех страниц текста) И.А. Бунин сумел сказать то, о чем можно сказать на страницах романа-эпопеи, и в этом проявилось его великое художественное мастерство.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Как я понимаю слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон»?

Источник

Читайте также:  Вещи которые необходимы осенью
Оцените статью